Праздник взятия Китай-города

Чтобы "махнуть" один праздничный ноябрьский день на другой, энтузиасты вольно обошлись с историей. Историки считают днем окончания Смутного времени не 4 ноября, а 21 февраля. Да и Москву не 4-го числа от поляков освободили




Как уже сообщало "Yтро", думский Комитет по труду и социальной политике рекомендовал парламенту принять в первом чтении поправки в Трудовой кодекс, которые устанавливают новый праздничный день – 4 ноября, "День народного единства". Вчера же это решение было горячо поддержано Межрелигиозным советом России, который еще в сентябре был в числе инициаторов данного новшества. "Считаем, что Днем согласия и примирения следует сделать 4 ноября – день окончания Смутного времени, – говорится в заявлении Совета. – Мы убеждены, что 7 ноября не может быть по своей природе Днем примирения, так как в этот день произошло разделение нашего общества".

Известно, что группа депутатов из "Единой России" и ЛДПР предлагает "упорядочить" и другие российские праздники, однако случай с ноябрем – вызывающий наибольшее число вопросов.

На днях было опубликовано официальное заявление лидера КПРФ Геннадия Зюганова, который обвинил ведущие религиозные организации, предложившие праздновать день окончания Смутного времени, в использовании "грязных" политических технологий. До сих пор день 4 ноября отмечался православной церковью как праздник Казанской иконы Божьей Матери, чьему заступничеству русское ополчение Минина и Пожарского обязано освобождением Москвы от поляков в 1612 году. Возведение почитаемого, но сугубо религиозного праздника в ранг общегосударственного, призванного заменить собой традицию празднования 7 ноября, наносит удар по коммунистам с неожиданной стороны. За годы, прошедшие после развала КПСС, ее преемница КПРФ если в чем и проявила идеологическую гибкость, так это в вопросе об отношении к православию. Лидеры коммунистов уже безо всякого смущения допускали для себя присутствие партбилета в кармане и крестика на шее. Религия перестала быть "опиумом для народа", а церковь становилась естественным союзником в деле обуздания "бесовщины" смутного времени 90-х.

Теперь все меняется. У КПРФ и ее электората отнимают предпоследний символ их былого величия. До последнего – Мавзолея – тоже дойдет черед, и нет оснований считать, что позиция РПЦ по этому поводу устроит КПРФ.

По словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, "мы констатировали очевидный исторический факт – что Россия раскололась в 1917 году, и событие, которое разделило Россию, не может сегодня ее объединять". 4 ноября 1612 года, годовщину которого религиозные лидеры предлагают отмечать ежегодно на государственном уровне, по мнению митрополита, как раз и является днем, способным объединить россиян. "Преодоление Смутного времени произошло не по указке свыше – эта колоссальная историческая победа была одержана силами гражданского общества". "Представьте себе, – сказал митрополит, – враг сидел в Кремле, и страны не существовало. Были преступления, столкновения боярских партий, и из этой бездны падения народ восстал благодаря гражданской инициативе. Что может быть более прекрасным символом завершения Смутного времени?"

Между тем, день 4 ноября 1612 года (22 октября по старому стилю) не так примечателен в русской истории, как на этом настаивают депутаты и религиозные лидеры. Историки считают, что если что и считать днем окончания русской смуты, то 21 февраля – в этот день в 1613 г. Земской собор провозгласил боярина Михаила Романова русским царем, что положило конец чехарде царствований предшествующего времени (династия, как известно, продержалась у власти свыше 300 лет). К тому же, 4 ноября лишь с известной натяжкой можно счесть датой освобождения Москвы от поляков. В этот день был взят только Китай-город. Кремль, как утверждает знаменитый русский историк Сергей Соловьев, пал лишь через месяц. К тому же обстоятельства, предшествовавшие всем этим событиям, весьма плохо согласуются с представлениями о "народном единстве". Штурмующие враждовали друг с другом: ополченцы Минина и дворяне князя Пожарского то и дело сталкивались с казаками князя Трубецкого. "Казаки были для земской дворянской рати страшнее самих поляков, и на предложение кн. Трубецкого она отвечала: "Отнюдь нам вместе с казаками не стаивать", – пишет Василий Ключевский.

В любом случае, вбить в головы сегодняшних граждан России важность события, о котором им, гражданам, мало чего было известно лет этак как 300, – не лучший способ прививать патриотизм. Впрочем, у "Дня народного единства" есть одно преимущество, все объясняющее: он отстоит от 7 ноября всего на пару дней, а значит, народ может и не "обнаружить" подмены.

Выбор читателей