Из Хазанова сделали рогоносца

Большие дядьки на джипах подъезжают к театру с расфуфыренными тетками и кайфуют больше, чем на Петросяне, глядя на то, как встречаются жены с любовницами, любовники с мужьями и любовницы с любовниками


Фото: parter.ru



Режиссер Леонид Трушкин наловчился ставить кассовые комедии на широкую публику. Рецепт прост, но ингредиенты трудно находимые: хорошая пьеса плюс хорошие актеры – подход профессиональный на всех уровнях. Еще одно свидетельство его несомненной оправданности – свеженькая премьера Театра им. Чехова по пьесе Марка Камолетти "Все как у людей". С ноября спектакль можно увидеть в московском Театре эстрады.

Французский водевиль, обозначенный на афише как "комедия положений", на русской сцене ставится впервые. Пьеса театром несколько отредактирована – видимо, на предмет актуализации материала. Текст двадцатилетней давности смотрится так, будто написан буквально вчера. Это действительно комедия положений: у каждого из героев по положению, и все они – дурацкие. Коллизия, как в любой порядочной французской комедии принято, любовная. Краткое содержание: повар, муж, жена и ее любовник плюс его любовница, и все играют не свои роли, попадая в ситуации одна другой невыносимей. Эпиграф из Воннегута гласит: "Выпьем же за то, чтобы наши жены и любовницы никогда не встречались!" На сцене Театра эстрады встречаются не только жены с любовницами, но и любовники с мужьями, любовницы с любовниками, мнимые любовники с мужьями и мнимые любовницы с женами, и все запутывается-запутывается, пока не запутается окончательно, и неразрешимый клубок разрубит только deus ex machina со всей присущей богам окончательностью.

Актеры во всем этом великолепии заняты классические трушкинские: почти непременные Геннадий Хазанов в роли мужа-рогоносца Бернара и Борис Дьяченков в роли его лучшего друга и, по совместительству, любовника его жены Роберта. Похожая на Таню Яковлеву из КВН Галина Петрова играет жену Бернара – Жаклин. В виде неожиданности первой – Екатерина Власова (Сюзанна); за спиной у этой длинноногой красотки ничего, кроме актерского курса РАТИ под руководством Хазанова. Власова хорошеет по мере оголения: она, конечно, иногда недоигрывает, иногда переигрывает и чуть-чуть слишком машет прекрасными ручками, но стоит ей сбросить очередную деталь гардероба, как все недостатки становятся достоинствами. Порой кажется, что она в спектакле только для того, чтобы Хазанов мог вдоволь нацеловать мраморные плечики юной красотки. Помимо актрис украшательных, в спектакле заняты и актрисы развлекательные: кухарку Сюзетту в первом составе играет прекрасная няня Анастасия Заворотнюк. Ее заменяет – и это сюрприз второй – великолепная Инга Оболдина. Еще позавчера студентка Петра Фоменко, юная актриса, прославившаяся после первого же спектакля, она без заминок исполняет роль отчаянной кухарки, игривой племянницы, французской модницы и прочая, и прочая. Именно на нее приходится наибольшее количество зрительских восторгов. Заслуженно – на сцене Театра эстрады Оболдина лишний раз подтверждает свой титул одной из лучших актрис нового поколения.

Помимо гладкой актерской игры и довольно бойкого развития сюжета, к достоинствам трушкинской режиссуры можно отнести и мелкие удачные находки, доводящие иногда благодарного зрителя до восторженного изнеможения. Хохот в зале, как и аплодисменты, периодически заглушает действие, оставляя его развиваться самостоятельно. Очень хороши сценографические красоты: дом супружеской четы, переделанный из бывшего скотного двора, во многом остается скотным двором – гостиную украшают диваны-коровки, на лампе, как на насесте, сидит здоровенный петух, а над дверьми висят здоровенные лосиные рога, и когда Хазанов встает под ними с вечным выражением самодовольного попугайства в горделивой позе, сразу становится понятно, кто самый он тут есть – рогоносец. Не менее забавно смотреть, как протекает по залу волна понимания – невинный и уж точно не новаторский трюк может занять минут на десять, а если повезет, то и на все пятнадцать.

Как оказывается, театр все еще страдает по французским комедиям. В ностальгии по Чехову, страстям по Островскому и засилье Пресняковых обязательно надо обнаружить что-нибудь просто, тихо и незатейливо развлекательное. Этим развлекательным оказалась для Трушкина и его театра комедия Камолетти. Бедный зритель, замученный постоянными экспериментами над его терпением и пониманием, желает только одного: чтобы его развлекали. Но что другие театры тянут-потянут да вытянуть не могут, то уже в который раз с легкостью удается Леониду Трушкину. Создать спектакль, на который новый русский зритель шел бы как на праздник, не превращая актерство в фиглярство, а театр в клоунаду, пока еще может только он. Большие дядьки на джипах подъезжают с расфуфыренными тетками и кайфуют больше, чем на Петросяне. Прямо как моя бабушка, каждый из них считает необходимостью вслух прокомментировать все, что происходит на сцене: "Ой! Он взял ее за жопу". Или дружески подсказать герою, куда ему идти и что делать. Младенческие восторги не умолкают ни до, ни после, ни во время спектакля. А, как известно, те три кита, на которых стоит театр, – это благодарный зритель, благодарный зритель и благодарный зритель. Что ж, этого добра у Трушкина с избытком – приходящим в свой театр он щедро дарит радость.

Следующие спектакли – 6, 7, 8, 25 ноября на сцене Театра эстрады

Выбор читателей