Скоро россияне не узнают свою страну на карте

В ближайшие два-три года карта административно-территориального деления страны может разительно измениться: многие регионы просто исчезнут. По разным оценкам, ненужных субъектов у нас от 10 до 60




Вчера руководители органов госвласти Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов передали президенту России Владимиру Путину официальное обращение об образовании нового субъекта РФ, уже утвержденное законодательными собраниями всех трех регионов. Президент прошение благосклонно принял, озабоченно поинтересовавшись при этом, как "будут решаться проблемы культурного и языкового характера, поддержания традиций", не растворится ли все это в большом субъекте? Но глава Законодательного собрания Таймырского АО Александр Герасимов заверил главу государства в том, что местная власть "очень внимательно относится к местному населению". А его коллега из Эвенкийского АО Анатолий Амосов со своей стороны добавил, что положение коренного населения в его округе "достаточно стабильное" и уж точно не ухудшится.

На самом деле, разумеется, все детали слияния – дотации автономным округам, бюджетные компенсации (даже инвестиции из федерального бюджета под ряд перспективных проектов в качестве своеобразной "премии") были заранее оговорены, причем происходило это не без участия президентской администрации. В конце концов красноярский губернатор Александр Хлопонин, сделавший идею объединения сибирских регионов одним из краеугольных камней своей предвыборной программы, добивался согласия коллег упорно и не один месяц. Политическое решение об объединении было принято в Кремле, остальное стало уже делом техники. Поэтому вчерашний прием у президента – это прежде всего демонстрация высочайшего одобрения происходящего.

Впрочем, особых демонстраций не требуется: все уже и так поняли, куда ветер дует. Процесс укрупнения регионов постепенно раскручивается. Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО уже одобрено Думой. Идут переговоры между главами Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов с Тюменской областью. Усть-Ордынский Бурятский округ сольют с Иркутской областью. На очереди Архангельская область и Ненецкий автономный округ. Кемеровский губернатор Аман Тулеев недавно предложил объединить Кемеровскую и Томскую области с Алтайским краем. По мнению Тулеева, эти регионы объединены географическими и климатическими условиями и кроме того, имеют единую железнодорожную транспортную сеть. "Сегодня у каждого региона нищий бюджет, а если их объединить – появится мощный ресурс", – убежден кемеровский губернатор. В центральной России пока тихо, но в кулуарах уже обсуждается возможность присоединения Брянской области к Орловской.

Тем временем в Красноярском крае, не удовлетворившись достигнутым результатом, уже посматривают в сторону Хакасии и других соседних регионов, хотя даже Таймырский и Эвенкийский округа полностью "поглотить" край сможет только к 2007 году. На 17 апреля 2005 г. запланировано проведение референдумов по вопросам объединения. Потом в Госдуму будет внесен проект конституционного закона об образовании в составе России нового субъекта. 15 апреля 2007 г. могут состояться выборы в новое Законодательное собрание региона, после чего президенту останется только вынести на утверждение законодателей кандидатуру на пост главы.

По версии лидера партии "Родина" Дмитрия Рогозина, в конечном счете в России останется около трех десятков субъектов. По мнению политолога Станислава Белковского, число регионов сократится не более чем на 10-12. Как бы то ни было, карта России будет уже другой. Вопрос о том, почему ее так активно перекраивают, остается пока открытым. "Официальные" доводы в пользу слияний носят чисто экономический характер: считается, что интеграционные процессы сулят регионам процветание. Но оборотной стороной укрупнения должно стать повышение политического потенциала лидеров новых субъектов. В принципе, с введением назначаемости губернаторов призрак "Уральской республики" может не тревожить Кремль, а вот управлять 30-ю регионами все же проще, чем 89-ю. Еще один плюс – не нужно дожидаться, пока всенародно избранные губернаторы отсидят свои сроки. Ведь до весны 2005 г., когда выборам губернаторов придет конец, избраться успеют еще многие. И будут иметь возможность досидеть до 2008, а то и 2009 года. А губернаторы – это тот политический ресурс, который следует взять под контроль до следующих президентских выборов.

Выбор читателей