Верные путинцы нашли дефект у президента

Вызванные в Москву региональные законодатели едва не захлебнулись от верноподданнических чувств в адрес Путина. Критика если и звучала, то только по поводу недостаточной радикальности предлагаемых Кремлем реформ




Вчера спикер Совета Федерации Сергей Миронов на заседании возглавляемого им Совета законодателей таки предложил ввести и законодательно закрепить критерии оценки деятельности губернатора в виде совокупности показателей качества жизни населения: зарплата, продолжительность жизни, рождаемость. Это предложение, как и многие другие, были озвучены в связи с дискуссией вокруг закона об отмене выборов губернаторов.

Собственно, дискутировать осталось о немногом: Госдума уже одобрила в первом чтении президентский законопроект, и теперь нужно согласовать сопутствующие новой практике ритуалы. Кремль дал понять, что в русле стратегического курса кое-что можно и подправить. К примеру, распускать законодательные собрания регионов после того, как они три раза отклонят выдвиженца президента (сейчас в законе заложен двукратный отказ), или прописать такую согласительную процедуру, которая позволила бы местным парламентам не потерять лицо в этой крайне неприятной для их авторитета ситуации. Есть еще споры о том, стоит ли президенту предлагать сразу нескольких кандидатов на должность руководителя региона – или, быть может, заксобрания могут, в свою очередь, рекомендовать президенту свою креатуру, которую тот уже в официальном порядке предложит обратно.

За рамками данного контекста осталось предложение Сергея Миронова ввести должность вице-губернатора, который смог бы на постоянной основе работать в Совете Федерации. Что касается согласительной процедуры, то спикер верхней палаты предлагает отвести на нее месяц (и по-прежнему после двукратного отклонения предложенной президентом кандидатуры). Если за месяц законодательное собрание не договорилось с президентом, тот такую никчемную и неконструктивную палату распускает.

По мнению Миронова, в выдвижении кандидатур глав исполнительной власти в регионе могло бы принимать участие федеральное руководство политической партии, имеющей либо треть мандатов, либо собственную фракцию в заксобрании конкретного региона (вне независимости от того, имеет ли эта партия фракцию в Госдуме). Напомним, что на создание фракций в региональных заксобраниях претендуют "Единая Россия", "Родина" и "Яблоко" с СПС, но реально это до сих пор получалось сделать только единороссам.

До того, как господину Миронову пришлось уйти с заседания Совета на встречу с президентом, все без исключения присутствующие выступили с горячим одобрением президентской инициативы. Критика если и звучала, то только по поводу недостаточной радикальности реформ. Главное "обвинение" в адрес президента: нечего там играться во всякие утверждения заксобраниями, вынь да положь прямое назначение и точка! Председатель комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике Александр Казаков (Ростовская обл.) так и сказал: "Никакой вертикали по данной схеме мы не получим, такой вертикалью не то что террористов, хромую муху не испугаешь". Казаков настаивает на назначении губернаторов указом президента. В свою очередь, председатель Алтайского краевого Совета народных депутатов Александр Назарчук напомнил, что когда еще в 1996 г. алтайские законодатели пытались предложить процедуру избрания своего губернатора, Конституционный суд ее отклонил и Конституция с тех пор не поменялась. О чем он, Назарчук, сожалеет.

Председатель Ярославской облдумы Андрей Крутиков предложил с будущего года проводить назначения всех губернаторов, тем более что некоторые из них могут добровольно пойти на этот шаг. Крутиков настаивал на "симметричной мере" и в отношении мэров крупных городов. А то что же получается: назначенных губернаторов мэры смогут посылать куда подальше?

Президентская инициатива стимулировала позывы к творчеству у региональных законодателей, и некоторые из них выступали очень образно. Председатель Белгородской областной думы Анатолий Зеликов в аргументации верности предложенного Путиным пути ссылался на Моисея, получившего указания по борьбе с демократией во вверенном ему народе на горе Синай. Он указал, что при наличии жесткой вертикали судебной власти, сопровождаемой построением вертикали исполнительной власти, настало время подумать о построении законодательной вертикали. В связи с чем предложил проводить выборы в законодательные органы власти всех уровней в один день и только по партийным спискам.

С особым интересом Совет законодателей выслушал выступление председателя Госсовета Чувашской республики Михаила Михайловского. Чувашия – один из немногих регионов, где первоначально отклонили президентский законопроект. Но ничего страшного – с третьего раза все 73 депутата республиканского парламента все же дали себя уговорить, выдвинув при этом ряд предложений.

По итогам заседания родилось "консолидированное мнение" субъектов Федерации. "Мы предлагаем осуществлять роспуск парламента в случае неутверждения кандидатуры, представленной главой государства, не после двукратного, а после троекратного отклонения региональными законодателями", – заявил председатель законодательного собрания Пермской области сказал Н.Девяткин. По его словам, среди предложений, которые будут направлены в Думу, содержится и норма, в соответствии с которой президент страны не должен предлагать кандидатуру одного и того же претендента на пост главы субъекта РФ более двух раз. "Мы также предлагаем назначать исполняющего обязанности губернатора на срок не более одного года, а утвержденный законодательным собранием глава субъекта должен работать в этой должности не более пяти лет и не более двух сроков подряд", – отметил Н.Девяткин. Новая система избрания глав субъектов РФ позволит ликвидировать двоевластие в регионах, где функционируют федеральные структуры, не подчиняющиеся местным органам власти. "Именно губернатор, считаем мы, должен осуществлять координацию федеральных органов власти, и именно он становится агентом федерального центра", – подчеркнул Девяткин.

К заседанию Совета законодателей для его участников был подготовлен богатый фуршет прямо в фойе зала заседаний. Для журналистов же приготовили выставку фотографий залов заседаний региональных парламентов и основных сведений о них – сколько депутатов, сколько мест для голосования. Выяснилось, к примеру, что в Госсовете той же Чувашии действительно 73 депутата, но кнопок для голосования почему-то в полтора раза больше. К чему бы это?

Выбор читателей