Мистический подвиг Ивана Сусанина

Уж сколько лет о подвиге Сусанина пишут в учебниках, но материальных доказательств сего великого деяния нет до сих пор. В советские времена пытались осушить знаменитое болото, но даже тогда не нашли ничего от утопших поляков




Новые времена требуют новых праздников и новых героев. А так как в России времена всегда новые, все время что-нибудь на что-нибудь меняем, то и проект переноса Дня согласия и примирения с 7 на 4 ноября почти никого не удивил. Был праздник революционный – станет национально-освободительный. Ведь, по разным историческим источникам, 4 ноября 1612 г. русское ополчение освободило московский Китай-город от польско-литовских интервентов.

Как понять, что на что мы будем менять на этот раз? История такая наука, что сильно зависит от политической конъюнктуры. Вот память народа о польской интервенции начала XVII века – другое дело. В России, правда, не очень-то и знают подробности той войны. Поэтому корреспондент "Yтра" отправился 7 ноября на место самого знаменитого эпизода борьбы с "ненавистными" нам теперь поляками, где, по идее, суть будущего празднования должна быть видна невооруженным глазом.

Путь лежал прямиком в Сусанинско-Исуповское болото Костромской области. Некогда богатая губернская столица Кострома встретила на редкость хорошей погодой. В центре города махали советскими флагами несколько сотен коммунистов, отважившись выйти на ноябрьскую демонстрацию в столь ранний час. Остальной город, как и вся Россия от края до края, просыпался медленно, с трудом соображая, чего это мы начали отмечать вчера.

"Иван Сусанин – главный бренд Костромской области". Эту гордую фразу придумали не мы – регион всерьез решил зарабатывать на самом известном земляке. Так сказано в документах по развитию туризма в Костромской области. Первая ласточка – "Сусанинская тропа" в том самом болоте.

Полчаса тряски по разбитому асфальту – и не по-осеннему ослепительное солнце гладит склоны холма, на котором примостился небольшой поселок Сусанино. Поселок оставляет двойственное впечатление в праздничное Yтро. Туристов здесь никто не ждет (а как же бренд-то, уважаемые власти Костромы?), несмотря на то, что здесь музей сусанинского подвига. Нас встретил висячий замок на дверях музея и непролазная уличная грязь все на тех же склонах...

"А вот оттуда фотографируйте, – спешит помочь пожилой сусанинец, – у нас все с той горки фотографируют". Еще все пытаются сфотографировать от главной церкви поселка место, что запечатлено на картине Саврасова "Грачи прилетели". Не получается – сейчас там торчит уродливая водонапорная башня. Об идее переноса праздника сусанинцы слышали из телевизора, отношение к переносу равнодушное. "Все равно жить лучше не будем", – вздыхают.

В 13 километрах от Сусанина стоит село Домнино, родовая вотчина Романовых. Исходный пункт трехсотлетней династии. Собственно, Иван Сусанин был старостой Домнина, и если жизнь за царя и отдавал, то сознательно. Сельская церковь стремительно, другого слова и не применить, восстанавливается. Даже в праздник рабочие кладут каменную плитку, отделывают стены. Просто физически ощущаешь, насколько в фаворе сегодня монархическая тематика. К чему бы это?

В сусанинских местах есть что-то определенно мистическое. Даже сам подвиг. Ведь материальных доказательств ему так до сих пор и нет. В советские времена пытались спустить знаменитое болото в целых мелиорации, но даже тогда не нашли ничего от утопших поляков.

Довольно сомнительными выглядит и то, что ни в одном историческом источнике нет упоминания о подвиге Сусанина. Только один документ – "Жалованная грамота" крестьянину села Домнино Богдашке Собинину от царя Михаила Романова в 1619 г. упоминает об Иване Сусанине, отце Антониды Сусаниной, жены этого Богдашки. В грамоте подтверждаются права супружеской пары на половину деревни Коробово, что была неподалеку. Основанием для выделения земли является поступок отца Антониды, сельского старосты Ивана Сусанина. В годы "литовского разорения" к нему приезжали интервенты и пытали его с целью узнать расположение царя Михаила, но Иван не выдал своего сюзерена. За это его замучили до смерти. Царь, кстати, в тот момент находился в хорошо укрепленном Ипатьевском монастыре в Костроме.

Вот вам и загадка Ивана Сусанина. По документам никакого болота не было, но чрезвычайно живучая легенда на чем-то должна была базироваться. Только ли Сусанин в округе знал, что царь скрывается в Костроме? В чем же именно подвиг Ивана?

Есть много разных версий насчет того, где погиб Сусанин. У Домнинской церкви стоит памятный крест. По одной из легенд, Иван лежит здесь, по другой – из болота он так и не вышел. Туристам показывают место его гибели и там. Вот такой маршрут – от "могилы" у церкви до "могилы" в болоте. Понимай как знаешь.

Небольшая толика совпадений выпала и на нашу долю. Стоило нам доехать до первого объекта "Тропы", часовни на месте дома Сусанина в урочище Деревеньки, как из ниоткуда вышла местная жительница-провожатая в резиновых сапогах и, одновременно, экскурсовод, а с ней – несколько туристов. "Кроме часовни тут ничего нет, – сказала Наталья, – если хотите, я могу отвести вас на болото, к Булыге. Мы как раз туда собираемся". Живы традиции!


Фото автора

Булыгой оказался огромный камень, лежащий на северном берегу болота. Вниз идет утоптанная тропинка, затем начинается дощатый настил. Упругие длинные перекладины вибрируют под ногами, а ботинки предательски скользят. Метров через триста я чуть не упал, потому что на меня из-за поворота двигался сам... Сусанин! Во главе еще одной группки туристов с палкой в руке гордо шел мужик в старинной одежде. "Я авторских прав на съемку не давал", – пробубнил он сквозь бороду, видя что его снимают. Воплощенный бренд прошествовал мимо, уводя туристов на специально оборудованную полянку для рассказа о своем подвиге.

Жители полузаброшенных сусанинских деревень были бы рады приурочиванию ноябрьских праздников к фигуре их единственного кормильца. Свой подвиг Иван Сусанин совершал ранней весной, но в холодную пору на болото в 70 километрах от ближайшей сносной гостиницы никого не заманишь. Туристов и сейчас мало, но уже чудо, что они появились.

Суть праздника для местных жителей довольно меркантильная, но с другой стороны – очень жизненная, если не сказать социальная. Костромская деревня давно дышит на ладан, а тут появляется возможность заработать. Дороги в кои-то веки заасфальтировали, даже рабочие места появились, жаль только – не напасешься Сусаниных на всю Россию. Пускай остается костромским брендом!

Выбор читателей