ЦИК вводит новую валюту

В Госдуме со дня на день ждут законодательных инициатив президента по реформированию избирательной системы. Тем временем Александр Вешняков не устает объяснять, что система у нас будет не простая, а модернизированная




Вчера в Думе снова обсуждали вопрос о переходе на пропорциональную систему парламентских выборов. По данным источников "Yтра" в ГД, внесения соответствующей президентской инициативы в нижней палате ожидают на следующей неделе. Очевидно, что тема для обсуждения актуализируется именно в этот момент: до сих пор текстов законопроектов никто (само собой, за исключением немногих посвященных в ЦИК и в администрации президента) в глаза не видел. По версии Центризбиркома, который является официальным разработчиком избирательной реформы, это будет целый пакет поправок в добрый десяток действующих законов. А пока участникам политического процесса остается довольствоваться устным изложением основных положений грядущей реформы, которые регулярно озвучивает глава ЦИК Александр Вешняков. Да еще высказывать пожелания.

Вешняков не устает объяснять, что пропорциональная система у нас будет не простая а модернизированная. Что она "будет способствовать становлению и развитию политических партий, внутрипартийной демократии, стимулировать их активную работу в регионах, а также повысит межпартийную конкуренцию, без которой нет политики". Потому что в федеральной части списка теперь будет три кандидатуры, а остальные партиям придется двигать через 72 региональные группы. Подразумевается, что право выдвижения основной массы кандидатов передается региональным отделениям партий. Приведет ли это к усилению внутрипартийной демократии – большой вопрос. Как показывает, например, опыт губернаторских выборов, в той же "Единой России" региональные отделения и сейчас далеко не всегда поддерживают тех кандидатов, которые рекомендованы Москвой. Таким образом, право регионов на выдвижение кандидатов в парламентарии может привести к усилению противоречий внутри партий – если, конечно, те не урегулируют эту проблему на уровне уставов (наверное, именно поэтому основной темой грядущего в конце ноября съезда "партии власти" должны стать радикальные поправки в устав, усиливающие руководящую вертикаль). Но на всякий случай разработчики закона подстраховались, обязав депутатов работать со своими избирателями на местах под угрозой лишения мандата. Придумывали эту санкцию явно в расчете на "пришлых" депутатов, которых мало что держит в регионе.

Очевидна еще одна линия "разрыва" – явно сокращаются возможности лоббирования интересов региональных финансово-промышленных групп. Председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин так просто очень доволен тем, что переход на пропорциональную систему повысит эффективность механизма противодействия проникновению во власть криминальных элементов. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский был более откровенен. "Практика показывает, что на выборах в одномандатных округах можно выложить не менее полумиллиона долларов", – пожаловался он на неравные условия политической борьбы. И ведь, что самое ужасное – политические взгляды потенциальных одномандатников совершенно неконтролируемы.

То ли дело – партийные списки. Туда вроде бы разрешили заносить и беспартийных, но ведь и ежу понятно: ненадежных, непроверенных граждан партия в политику не пропустит. А заодно и выборы подешевеют – единственной ходовой валютой во время электоральных боев станет административный ресурс. А его – Ходорковский не даст соврать – ни за какие деньги не купишь. Правда, не совсем ясно, как все это соотносится с конституционным правом граждан избирать и быть избранными без всяких оговорок. И наверняка найдутся желающие на такое ограничение пожаловаться в Конституционный суд, однако он рассматривает дела только "по факту". Так что, похоже, раньше 2007 г. с подобной нормой не очень-то и поспоришь.

Так что единственное, чего пока не хватает для полного счастья тому же Жириновскому, – императивный мандат. Это такой мандат, который партия дала – и она же в любой момент может отобрать. Тут авторы реформы немножко недоработали: за перебежку из одной фракции в другую депутата полномочий можно лишать, а вот за нарушение, скажем, партийной дисциплины, пока еще нет.

Впрочем, совсем не исключено, что такое в законе тоже появится. Потому что все предполагают, а в Кремле располагают. Ведь вот как ни ратовал ЦИК за сохранение нынешних требований к численности партий, а "Единая Россия" на днях провела закон, по которому к январю 2006 г. все партии, не дотянувшие численность до 50 тыс., подлежат ликвидации. И поговаривают, что ко второму чтению "барьер" поднимется до 100 тысяч. Потому что все уже поняли: стране нужны сильные партии, и желательно числом поменьше. При этом в думском комитете по делам общественных организаций не особо скрывают, что это все нужно именно к парламентским выборам 2007 года.

После завершения дискуссии Член Федерального политсовета Союза Правых Сил, секретарь СПС по законодательной работе Борис Надеждин прокомментировал корреспонденту "Yтра" некоторые положения предложенной ЦИК законодательной инициативы.

"Yтро": Борис Борисович, в стороне от обсуждения осталась тема перехода депутатов сразу после выборов из одной партии в другую. Как будут регулироваться подобные перемещения?

Борис Надеждин: Есть крайняя точка зрения – о том, что депутата, переходящего из партии, от которой он избирался, нужно лишать мандата. Но, как я понял, Центризбирком пока против подобных санкций. Это слишком жесткая мера. Подобная практика приведет к большому произволу партийной верхушки.

"Y": Как вы полагаете, насколько изменится политическое поле России после принятия закона о минимальной численности партий?

Б.Н.: Этот закон радикально не уменьшит количества партий, которые участвуют в выборах. Сейчас вот у нас 45 партий, но в избирательном процессе из них реально участвует всего десяток. И этим партиям цифра 50 тыс.– не помеха.

"Y": Сколько партий пройдет в Госдуму на следующих выборах?

Б.Н.: При 7%-ном барьере – четыре максимум.

"Y": Региональные парламенты тоже будут избираться по пропорциональной системе?

Б.Н.: Этот вопрос пока политически не решен, но есть такая теория. Там тоже предполагается 7%-ный барьер; пройти в местный законодательный орган смогут также лишь партии, а не блоки. Теория есть, но пока она публично не обсуждается.

"Y": Что произойдет с политическими блоками? И что ждет их лидеров, если в результате принятия закона о пропорциональной системе блоки к выборам допущены не будут?

Б.Н.: Плохо будет. Особенно для правых. Потому что именно у нас много ярких лидеров. Возьмите любой другой политический спектр. У коммунистов кроме Зюганова, Мельникова и Купцова вспомнить некого. У ЛДПР – один Жириновский; в "Яблоке" – Явлинский, ну, может быть еще два-три человека. Берешь СПС – так там десять человек, известных всей стране. Так что мы пострадаем больше других.

Выбор читателей