Чубайса трижды "заказывали"

Глава РАО "ЕЭС" рассказал в интервью Financial Times, что ему известно по крайней мере о трех "заказах" на собственное убийство. Последний раз олигарх был в опасности полтора года назад




Глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс дал газете Financial Times развернутое интервью. Один из наиболее влиятельных молодых политиков 90-х, автор отечественной приватизации, объект народного гнева и кумир многих предпринимателей признался обозревателю издания, что его планировали убить по крайней мере три раза. То есть Чубайс может с уверенностью говорить о трех невыполненных "заказах", а на самом деле, возможно, планировалось и большее число покушений. "Мне известно по крайней мере о трех заказах на мое убийство. Я знаю все детали, имена тех, кто должен был их осуществить. Последний такой заказ был сделан полтора года назад. У него были чисто политические мотивы: ненависть из-за того, что я "продал Россию", - заявил политик.

Зная, что жизнь висит на волоске, начинаешь проще относиться к тому, что происходит в стране, к политическим дрязгам, утверждает заместитель премьер-министра первого правительства Бориса Ельцина. "Когда каждый день, возвращаясь домой, допускаешь, что за углом может стоять убийца с противотанковым гранатометом, то восприятие политических рисков меняется. Да, возможно, сегодня доля риска на несколько процентов выше, чем в 2000-м. Но в 1992-1999 гг. риска было в несколько раз больше", - пояснил глава РАО "ЕЭС".

Анатолий Чубайс сообщил в интервью британскому изданию, что в целом доволен итогами приватизации: "Мы прекрасно понимали, что создаем новый класс собственников. Приватизация не была вопросом идеологии или каких-то абстрактных ценностей, это был вопрос реальной политической ежедневной борьбы. Политические руководители были неизменно связаны с коммунистической партией. Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счет шел не на месяцы, а на дни". Соответственно, главная цель приватизации – ослабление коммунистов – была достигнута.

При этом руководитель РАО признает, что о честной приватизации в то время не могло быть и речи. Поэтому претензии многих россиян обоснованны: "Мы не могли выбирать между "честной" и "нечестной" приватизацией, потому что честная приватизация предполагает четкие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка. Службы безопасности и милиция были по другую сторону баррикад. Они учились по советскому Уголовному кодексу, а это от трех до пяти лет тюрьмы за частное предпринимательство. Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом".

Кстати, людям, которые в свое время выиграли от приватизации, сейчас тоже приходится нелегко, отмечает издание. Ходорковский находится в тюрьме, Гусинский и Березовский – в вынужденной иммиграции, а Роман Абрамович, у которого все вроде бы благополучно, ведет себя на редкость тихо и политкорректно, опасаясь возможных репрессий. При этом народ по-прежнему ненавидит олигархов. "Спустя пять лет люди все еще отрицают все рациональные аргументы о том, что олигархи не просто украли эти предприятия, но сделали их более эффективными, начали в них инвестировать, выплачивать зарплаты вовремя, что налоги, которые поступают от них в бюджет, помогают платить пенсии. Но большинство людей не хотят этого слышать, потому что чувство несправедливости приватизации укрепилось на подсознательном уровне", - сказал Чубайс.

Financial Times отмечает, что глава РАО "ЕЭС" заказал в ресторане, где проходило интервью, бутылку самого недорогого вина, зная, что счет придется оплачивать газете. Правда, самый дешевый напиток все равно стоил солидно - $120. Кроме вина Чубайс заказал овощной салат, мясо на косточке и чай с медом. Из ресторана он уехал на черном бронированном БМВ с голубой мигалкой в сопровождении еще одного автомобиля.

Выбор читателей