Война и немцы в духе Стивена Кинга

Три новеллы про войну и немцев, снятые скорее для скандала, несомненная удача Машкова на режиссерском поприще и старый французский детектив о любви и ревности в обзоре свежего лицензионного видео

Оккупация, мистерии (Mysterium, Occupation)
Беларусь – Голландия, 2003, 90 мин.
Режиссер: Андрей Кудиненко
В ролях: Александр Колбышев, Анатолий Кот, Александр Молчанов




Белоруссия. 42-й год. Зима. Война. По заснеженным дорогам ездят немцы в мотоциклах с колясками, полицаи в телегах с самогоном. А по лесам ходят партизаны с матерком и отобранным у полицаев самогоном. Их пути периодически пересекаются, и тогда случается вооруженный конфликт.

Фильм поделен на три истории – новеллы, отображающих разные стороны подобных конфликтов. То два партизана идут казнить прячущегося у любовницы предателя; в результате один убивает второго, чтобы самому стать предателем и пожить под женским боком, очень уж теплым и аппетитным. То два немца сбивают на мотоцикле девочку, спустя полкилометра получают в подарок партизанскую гранату, и одного из них спасает мать убитой девочки. А партизаны чуть ли не целым отрядом охотятся за жутко неуловимым полицаем, которого ни пуля, ни нож не берут. Чисто оборотень.

На самом деле, не так важно, что временем и местом действия выбрана Белоруссия времен Великой Отечественной. Если, конечно, у авторов не было мыслишки оскандалиться (в случае запрета фильма на родине) и таким образом привлечь дополнительное внимание. Истории эти по содержанию скорее напоминают раннего Кинга, правда, весьма облегченный вариант (мы тут считаем Стивена крайне хорошим писателем). А внешней формой, т.е разбивкой на три новеллы с их последующим "закольцовыванием", – Тарантино с его бессмертным "Криминальным чтивом". Но в таком случае вариант получился еще более облегченный, чем если бы это был Кинг.


Папа
Россия, 2004, 94 мин.
Режиссер: Владимир Машков
В ролях: Владимир Машков, Егор Бероев, Андрей Розендент, Сергей Дрейден

Старый Абрам Шварц был голова. Он делал немножко бизнес, несмотря на царящий вокруг социализм. Работа завскладом весьма способствовала. Там немножко купить, здесь немножко продать. Иногда особо ретивые ревизоры думали, что они могут поймать старого Шварца, но это они, конечно, погорячились. Но такой судьбы Абрам не хотел своему сыну Давиду, а потому железной волей, добрым словом и старым проверенным ремнем прививал тому любовь к музыке в лице старой скрипки.

Наставления не прошли даром. Давид поступил в Московскую консерваторию. Время было неспокойное, враги кругом, опять же, с которыми государство боролось, не жалея чужих животов, чистыми руками людей с горячим сердцем. Борьба не обошла и консерваторию, куда, случалось, умудрялся прокрасться если и не сам враг, то сын врага народа. Но у Давида, как уже говорилось, все было хорошо. Он открывал концерты, получал именную стипендию и даже был выдвинут на участие во всесоюзном конкурсе молодых исполнителей. Но тяжелое детство наложило свой отпечаток. Юноша стеснялся отца, который, помимо прочих достоинств, еще и крепко, совсем не по-еврейски пил. И встреча его со старым Шварцем если не достигла драматичности последней встречи Тараса с Андрием, то и теплотой отмечена не была. А потом началась война, и больше они друг друга не увидели.

Начитавшись рецензий, к фильму я подступал осторожно, настроившись смотреть его 2-3 вечера с перерывами. Но, отсидев полтора часа, авторитетно заявляю – очень достойное выступление Машкова в качестве кинорежиссера. Не гениальное кино, но вполне профессиональное. В конце концов, Гибсон получил тележку "Оскаров" тоже только лишь за второй фильм. Да, есть в "Папе" перебор с мелодраматизмом, попыткой выжать слезу из особо впечатлительных зрителей, но мы это простим. Зато Машков рассказывает историю! Не самовыражается, чтобы его уважил узкий круг друзей, а рассказывает интересную зрителю историю. Это дорогого стоит.


7 дней, 7 ночей (Moderato cantabile)
Италия – Франция, 1960, 91 мин.
Режиссер: Питер Брук
В ролях: Жанна Моро, Жан-Поль Бельмондо, Жан Дешамп

Жена богатого французского промышленника вынуждена была переехать в небольшой рабочий город, где у этого промышленника располагалась вся промышленность. Захолустье что надо, заняться практически нечем. Муж пропадает на работе целыми днями. Женщина всю свою плохо поддающуюся растрате любовь концентрирует на сыне, таская его, помимо прочего, на ежедневные занятия музыкой. Сын занятия тихо ненавидит (кто ходил в детстве в музыкальную школу, думаю, хорошо его поймет), используя любую возможность выскользнуть из-за рояля. Подальше от всех Moderato cantabile.

Одним солнечным днем повод подскочить к окну выдался вполне законный – в располагавшемся по соседству кафе мужчина убивал женщину, чей протяжный крик и помешал приобщению ребенка к прекрасному. По пути домой Анна не удержалась и заглянула внутрь кафе. Там в окружении полицейских некий благообразный мужчина с явною любовью обнимал убитую им же женщину, жутко красивую даже после смерти. Картинка так заинтриговала Анну, что она захотела узнать побольше об этом явном преступлении на почве страсти. Романтично ведь...

В поисках информации у нее объявился неожиданный помощник – простой рабочий парень с физиономией молодого Бельмондо. И если для Анны выяснение подробностей истории взаимоотношений подследственного и трупа (до того, как они таковыми стали) сперва был простой прихотью богатой бездельницы, то для Бельмондо – поводом познакомиться поближе с объектом его страсти.

То, что история сперва повторяется как трагедия, а затем – как фарс, придумали большие оптимисты. История в большинстве случаев тупо повторяется как трагедия, независимо от количества циклов. Фарсом она выглядит лишь для посторонних людей, в ней не участвующих, да и то только издалека. И если в финале не случается нового трупа, это вовсе не значит, что фарс таки пришел на смену трагедии.

Кассеты предоставлены компаниями "Другое кино" и "Союз-видео"

Выбор читателей