Средство спасения пассажиров погубит перевозчиков

Российские самолеты, не оборудованные спутниковыми спасательными радиомаяками, не смогут с 2005 г. подняться ни в российское, ни в европейское небо. Минтранс намерен запретить им полеты




На прошлой неделе директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Карл Руппель на совещании в Красноярске озвучил цифры безопасности полетов в малой авиации. По словам чиновника наиболее тяжелое положение сложилось при эксплуатации вертолетов. Из 17 авиационных происшествий (данные на 1 декабря), 15 случилось на вертолетах и 2 на региональных самолетах. В результате в 6 катастрофах погибло 50 человек, из них 38 пассажиров. Эта статистика подтверждает наличие проблем с безопасностью полетов в региональной авиации. Именно она сегодня испытывает наибольшие сложности как с обновлением парка воздушных судов, так и в организации и обеспечении непосредственной деятельности.

Немаловажное значение имеет не только надежность самолетов и вертолетов и квалификация экипажей, но и время обнаружения разбившегося воздушного судна. Даже если человеку удалось выжить при крушении самолета, но ему не оказана своевременная помощь, то при сильном морозе он замерзает через несколько минут, а в ледяной воде еще быстрее.

В свое время международная авиационная организация ИКАО для облегчения поиска потерпевших крушение самолетов предложила устанавливать на борту воздушных судов аварийно включаемые маяки, которые начинают работать при ударе самолета о поверхность. Аварийный сигнал фиксируется спутниковой системой "Коспас – Сарсат" по широте и долготе и передается спасателям. Эта система начала работать еще 1988 г., и тогда же было принято решение об ее обязательном использовании всеми самолетами мира с 2005 года. Наша страна приняла на себя обязательства по данному соглашению в 1992 году. С 1995 г. подобной системой были оснащены все суда речного и морского флота РФ, однако не все самолеты. Причина заключается в том, что, согласно тем же требованиям ИКАО, аварийные маяки должны были устанавливаться только на магистральных воздушных судах, летающих над необжитыми территориями. Однако участившиеся катастрофы потребовали установки маяков и на вертолетах и на региональных самолетах. Последней каплей стала катастрофа с вертолетом, упавшим совсем недалеко от Сочи в расщелину, который из-за отсутствием аварийного маяка не могли найти несколько дней.

Этой проблемой озаботился Минтранс, и 1 декабря министр транспорта РФ И.Левитин провел совещание по данному вопросу. На совещании выяснилось, что гражданская авиация России не готова к его решению, несмотря на то, что еще в 2003 г. руководство тогдашней службой гражданской авиации потребовало от авиапрома страны разработать документацию для установки аварийных радиомаяков. К настоящему времени аварийными радиомаяками оснащено всего 154 воздушных судна из примерно 3500 числящихся в эксплуатации, из них 74 – самолеты Ту-154М. Разработка документации для оснащения ими вертолетов и ряда самолетов не завершена, хотя заявок на их установку скопилось несколько тысяч.

Все это ведет к тому, что российские самолеты, не оборудованные спутниковыми спасательными радиомаяками, не смогут с 2005 г. подняться ни в российское, ни в европейское небо. Минтранс РФ просто намерен запретить полеты авиакомпаниям и предприятиям, не исполнившим данное требование.

Правда, процесс переоборудования воздушных судов не коснется авиаперевозчиков, выполняющих полеты на самолетах западного производства, потому что они уже оборудованы системой "Коспас-Сарсат". Однако следует отметить, что эта система имеет и свои недостатки. Если самолет упал в воду или перевернулся в воздухе, а передающую антенну сбило деревом, то аварийный сигнал не дойдет до спутника и не будет передан спасателям. Кроме того, чтобы засечь сигнал, необходимо, чтобы над местом аварии прошло 2 спутника. А они летают с интервалом 5-10 мин., и если терпящее бедствие воздушное судно попадет в этот интервал, его не удастся запеленговать.

Положение дел с оснащением самолетов маяками осложняет и то, что примерная стоимость аварийного радиобуя составляет более $40 тысяч. Для маленькой региональной авиакомпании, которая и так еле-еле сводит концы с концами, выложить $200-300 тыс. на несколько самолетов, маловероятно. А оснащение судов системой предупреждения столкновения с землей обойдется еще дороже. Так что выполнение требования Минтранса заставит региональных перевозчиков поставить свои машины на прикол. И никакой маяк уже не поможет им спастись.

Выбор читателей