Путин строит пирамиду

Президент выберет самых заслуженных перед Отечеством. Самые заслуженные выберут менее заслуженных, потом они все вместе еще кое-кого отберут и займутся согласованием интересов граждан и государственных органов




Вчера в Госдуму поступили два президентских законопроекта из пакета инициатив, направленных на реформирование государственного обустройства. Напомним, вскоре после трагедии в Беслане президент объяснил своему народу, что нам объявлена война, и сообщил, как мы будем переходить на военное положение. Главными антитеррористическими мероприятиями стали: назначение губернаторов, переход к выборам Госдумы по партийным спискам и, наконец, создание Общественной палаты, которая до последнего момента оставалась самым загадочным пунктом в политической повестке дня.

С губернаторами уже практически разобрались (вчера соответствующий закон отправился на подпись президенту), за пропорциональную систему несколько месяцев активно агитирует Центризбирком, а вчера наконец стало известно, что же это за зверь такой – Общественная палата Российской Федерации.

Согласно законопроекту, в состав Общественной палаты входят граждане России, "имеющие особые заслуги перед государством и обществом, представители общероссийских региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций". Что это за особые заслуги, нам даже голову ломать не стоит: все равно их, заслуженных (числом 42), будет отбирать президент. Эти счастливчики должны привести еще 42 представителей – от общественных организаций общероссийского масштаба. Потом, собравшись вместе, они призовут еще 42 представителей региональных организаций и начнут работать как взрослые – то есть по образцу Госдумы. На пленарных заседаниях, в комиссиях и рабочих группах. Осуществлять экспертизу законопроектов и других нормативных правовых актов исполнительной власти, федерального, регионального уровня, а также местного самоуправления.

Общественная палата сможет приглашать руководителей федеральных и региональных органов власти на свои пленарные заседания, а также направлять своих представителей для участия в работе комитетов и комиссий Госдумы и Совета Федерации. Но ее решения будут носить только рекомендательный, то есть не обязательный к исполнению характер. И правильно – иначе бы это была уже вторая Госдума. А так палате позволяется принимать только заключения, предложения и обращения.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, на палату "возлагаются задачи обеспечения согласований интересов граждан, общественных объединений и государственных органов для решения наиболее важных для населения России вопросов экономического и социального развития".

Вообще-то считается, что подобные функции – согласования – выполняют политические партии. И чем лучше выполняют, тем активнее народ за них голосует – наделяет, так сказать, властным мандатом. Впрочем, нашим партиям в ближайшее время будет не до согласования. У них возникнут совсем другие проблемы, потому что для них придумали некий аналог игры в стулья. Это такая игра, когда стульев всегда меньше, чем участников. Нет, формально депутатских кресел останется сколько было – 450. А пускать туда теперь будут только по партийным спискам (правда, половину списка могут составить беспартийные), которые приказано разбивать на региональные подгруппы числом не менее 72-х. Все, как и предупреждал глава ЦИК Александр Вешняков. Однако в президентской администрации, где шла окончательная шлифовка документа, подготовленного и широко разрекламированного Центризбиркомом, законопроект доработали. В итоге вместо предложенной ЦИК формулы – не менее четырех партий в Думе при барьере в 7% – появилась новая установка: партий может быть и не более двух.

То есть по результатам выборов к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей. При этом партий, преодолевших 7%-ный барьер, может быть всего две, если за них проголосовали в общей сложности более 60% избирателей. Если нет – процентный барьер снижается, и тогда не набравшие 7% партии также могут попасть в Годуму.

Единороссы (которые уже давно дали понять, что не имеют ничего против двухпартийной Думы) вчера снова объясняли, что переход на такую систему формирования нижней палаты не нанесет ущерба демократии. "Я абсолютно уверен, что введение пропорциональной системы выборов в Государственную думу, то есть выборов только по партийным спискам, ни в коем случае не приведет к отказу от каких-либо демократических ценностей", – объяснял журналистам вице-спикер Думы от фракции "Единая Россия" Владимир Пехтин. По его мнению, такая система даже более эффективна: ведь при голосовании за депутатов-одномандатников (например, если кандидат в депутаты по одномандатному округу побеждает, набрав всего 30% голосов) большинство голосов избирателей – остальные 70% – просто пропадает. Выборы по партийным спискам, по его мнению, обеспечат большую репрезентативность.

Впрочем, даже во фракции "Единой России" мнения на этот счет разделились. Как отмечает депутат Геннадий Гудков, отмена выборов по одномандатным округам лишае огромное количество населения прав строго спрашивать с депутата, за которого они проголосовали. А голосуя за партийные списки, многие избиратели зачастую даже не знают, кого толком они избрали в Госдуму.

"Демократией здесь и не пахнет", – убежден коммунист Николай Харитонов. Депутат-одномандатник, по его мнению, всегда занимает более принципиальную позицию, нежели прошедший по партийному списку. Потому что последний всегда будет отчитываться не столько перед избирателями, сколько перед партией. Чтобы перед следующими выборами из списков не вычеркнули.

Впрочем, именно для того все и задумывалось.

Выбор читателей