Отчего Распутин стал распутен

Один из предков Григория получил прозвище "Распута", но было это за 100 лет до рождения царского любимца. Так что либо имела место очень сильная наследственность, либо фамилия удачно совпала с разнузданным имиджем "старца"




Про Григория Распутина написаны сотни томов, отсняты километры кинопленки, нарисованы десятки комиксов. Мы детально знаем о жизни "вещего старца" в Петербурге и о его драматической кончине. И значительно меньше – о его "доцарском" периоде.

Широко бытует мнение, что семья Распутиных якобы получила свою фамилию за аморальность поведения. Однако, скорее всего, это не так или не совсем так. Фамилия Распутин была довольно распространенной в Тобольском уезде, откуда происходил старец, а появилась она у предков Григория уже в XVIII веке. Источники XVII-XVIII вв. в "Российском Архиве Древних Актов" указывают, что семьи с фамилией Распутины жили на Урале и в Сибири. Исследователь А.В. Чернышев начитал целых 33 семьи Распутиных.

В селе Покровском, где родился Григорий, Распутины появляются уже в конце XVIII в., а предки здешних Распутиных по фамилии Федоровы переселились в Сибирь с реки Вычегды (современная Республика Коми) еще в середине XVII века. Другими словами, один из предков Гришки имел прозвище Распута, что действительно означало "непутевый", но было это за 100 лет до рождения нашего героя. В общем, либо имела место очень сильная наследственность, либо фамилия просто удачно совпала с разнузданным имиджем царского любимца.

В этой связи интересны неизвестные широкой публике воспоминания крестьянина Филиппа Паршукова, уроженца соседней с Покровским деревни Усалки. Паршуков часто встречался по деловым нуждам с отцом Распутина Ефимом и самим Григорием. К тому же семьи состояли в родстве, так как дед Распутина по отцу взял себе жену из рода Паршуковых. Из воспоминаний Филиппа выходило, что Распутины в то время представляли из себя типичных оборотистых крестьян, не отличавшихся какой-либо особой нравственностью, но и не выделявшихся среди других распутством.

Отец Ефим Яковлевич, как и его сын Григорий Распутин, служили ямщиками почтовых троек на оживленном тракте Тюмень – Тобольск, на чем и разбогатели. В представлениях местных крестьян о Распутине, собранных потомками все того же Филиппа Паршукова в 50-е годы XX в., Гришка остался прежде всего эдаким деревенским богачом и заступником. Он хлопотал перед уездными властями за родную деревенскую общину, раздавал неимущим односельчанам деньги.

По национальности Распутин был зырянином (коми), хотя и обрусевшим. Село Покровское, как и Усалка, сохранило на уровне устных преданий память о происхождении местных жителей из зырян-переселенцев. В процессе завоевания русскими Сибири многие зыряне становились служивыми людьми на государевой службе, охраняли границы и воздвигали остроги и крепости. Обживая Сибирь, они оседали на ее бескрайних просторах и постепенно ассимилировались среди коренного населения.

Духовное становление Григория Ефимовича началось отнюдь не в юности. Сначала он был довольно далек от религии. Распутин был единственным ребенком в семье, с детства имел слабое здоровье. Как он сам писал про свою юность: "По ночам мочился, каждую весну по сорок ночей не спал, мучаясь бессонницей". В тех же воспоминаниях Григорий пишет, что ничем не отличался от сверстников – пил, курил (потом презрительно именовал себя "табакуром"), ругался матом, как и все вокруг, много работал. Разительная перемена произошла в будущем "старце" только в 1900 г., когда он резко изменил линию поведения, покаялся в своих грехах, перестал сквернословить, употреблять вино и курить табак. В этом же году он оставил отчий дом и пустился в странствия, проходя в день по 30-40 верст.

Однако натура вскоре дала о себе знать. Будучи уже царским фаворитом, Распутин вновь пристрастился к спиртному и стал вести разгульный образ жизни, не уставая при этом говорить о Боге. А вот хлыстом или еще каким-нибудь сектантом Григорий вроде как не был, так как в местности, где он родился, хлыстов совсем не наблюдалось. Тобольская консистория в 1912 г. даже дала по этому поводу специальное заключение: считать Григория Распутина-Нового православным христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой. Странное поведение старца консистория сочла за духовные искания...

Тобольским наследникам экстравагантная слава "старца" ничего хорошего не принесла. Двухэтажный просторный дом Распутина в 1920 г. был конфискован у его сына Дмитрия с замечательной формулировкой: "Означенное имущество нажито на средства бывшей царицы Александры, с которой Распутин кутил во всю ширь". В 1922 г. сына с семьей лишили избирательных прав "как злостного элемента", а в 30-х годах семья была сослана на спецпоселения в Тюменской области, где следы ее затерялись. Ну а дом в 70-е годы разобрали, чтобы положить конец паломничеству на родину "гнусного развратника".

Выбор читателей