Это сладкое слово "скидка"

Многие при виде объявления "Распродажа" теряют рассудок и последние деньги. Иногда во время распродаж доходит до смертоубийства. Выжившие потом, придя в себя, задумываются – зачем им две яйцевзбивалки по цене одной




"Когда она видит в витрине слова "У нас скидки!" или "Распродажа!", то моментально делает стойку, как охотничья собака на дичь. Отвлечь и увести ее от магазина уже невозможно – непременно туда зайдет и что-нибудь купит. Нужное, не очень нужное или совсем уже ни на что не годное – не важно. Главное – со скидкой. Дома у нее – склад ненужных вещей, а в сумочке – целая коллекция дисконтных карточек. Во время сезонных распродаж и предпраздничных скидок из дома ее лучше не выпускать. Однажды поехала по каким-то делам в центр. В десять Yтра. Вернулась в семь вечера. С пакетами и свертками. В одном из пакетов я обнаружил две одинаковые пары туфель и две кофточки-близняшки. Оказалось, что какой-то магазин устроил акцию: две вещи по цене одной. Она, конечно, не удержалась. Туфли ей оказались велики, а блузки такой интересной расцветки в ее возрасте носить неприлично... Скоро Новый год, а значит, опять скидки и распродажи. И, видимо, большую часть наших зарплат она ухнет на это..."

Автору этого монолога, который я недавно подслушал на автобусной остановке, можно только посочувствовать. Впрочем... Чего уж там – и моя законная половина обожает распродажи, и жен моих знакомых сладкое слово "скидка" не оставляет равнодушными. А уж если говорить совсем начистоту, и среди мужчин попадается немало индивидуумов, готовых пилить на другой конец города, едва прослышав, что в таком-то магазине ожидается масштабная распродажа. Собственно, за примерами не надо далеко ходить. Случай в магазине ИКЕА. Возле штабеля каких-то непонятных предметов стоит мужик с коляской, уже доверху загруженной, и задумчиво чешет затылок. На ценнике старая цена перечеркнута, снизу красуется новая (скидка – процентов 70). Видит меня, проходящего мимо, оживляется. Хватает за руку: "Молодой человек, не подскажете, что это такое?" "Ой, я и сам не знаю..." "Та-а-а-к... – протяжно вздыхает мужик. – Что ж... Будем брать... Скидка-то приличная". И взял. Что взял, зачем – не важно: "скидка-то приличная".

Было время, когда мы ни о скидках, ни о распродажах и понятия не имели (какая ж распродажа при дефиците товаров?). Правда, граждане, которым посчастливилось побывать на "загнивающем Западе", с восторгом рассказывали о том, что им на "сейле" удалось купить "вот эти отличные джинсы" (платье, кофту, кроссовки) "буквально за копейки, ну, то есть, за центы". Многие этим рассказам верили: "Живут же люди! Вот что значит капитализм!" Другие бросали: "Вранье!", правда, при этом вздыхали ностальгически: "Сталин тоже цены снижал!". Потом на нас обрушился капитализм, пооткрывались магазины, супермаркеты, бутики... А с ними в обиход бывших советских граждан вошли такие понятия, как "сидка" и "распродажа". "В нашем магазине новогодние скидки!", "Внимание, распродажа!". Ура, товарищи! Сначала народ отнесся к этому с недоверием: обман, небось, барахло впаривают. Были и такие граждане, которые покупать вещи со скидкой просто стеснялись... Но ко всему привыкаешь. Прошли годы, и теперь наш народ, ну, то есть немалая его часть, при словах "скидка" и "распродажа" берет ноги в руки, вынимает заначки, и – вперед! По магазинам! А как же иначе, ведь скидки предлагают на все – от автомобилей до услуг мобильной связи, от ботинок до ювелирных украшений И вот уже специалисты говорят о неком заболевании под названием "синдром распродажи".

Психолог Зоя Владимировна Володаева, к которой я обратился с просьбой объяснить, в чем же заключается для людей, причем, как правило, не бедных, такая притягательность скидок и распродаж, сказала следующее: "Действительно, есть такой термин – синдром распродажи. Он уже давно и серьезно рассматривается западными психологами. Сейчас такой синдром появился и у нас. Суть его в том, что люди клюют на контраст между старой и новой ценой, да и на само слово "скидка" на этикетке. В результате покупатели практически бессознательно отдают деньги, не обращая внимания на бесполезность приобретаемого товара. Дело в том, что подсознательно у современного человека, особенно жителя большого города, неудача или успех прочно ассоциируются с денежными потерями или, наоборот, с прибылью. Не секрет, что крупные торговые фирмы тесно работают с психологами. Все эти акции по снижению цен направлены на то, чтобы покупатель получил удовольствие от успеха, измеряемого в деньгах. Он экономит и подсознательно радуется, что купил что-то дешевле, чем могло бы быть. Покупая какую-то вещь (очень часто, что и ненужную), человек думает: "Вот какой я молодец! Купил товар дешевле, чем он стоит! И какой бы я был дурак, если б скидки не дождался!" Моральное удовлетворение налицо. Кстати, мало кто спрашивает самого себя, купил бы ли он данный конкретный товар, если б не скидка, нужен ли он ему был вообще. Жертвами ловких маркетинговых ходов в нашей стране зачастую становятся люди старшего возраста, которые жили в эпоху тотального дефицита. Логика проста: "Раз отдают дешевле – надо брать". Эта логика и заставляет людей покупать во время распродаж больше, чем нужно, и зачастую не всегда то, что нужно".

Магазинам скидки и распродажи выгодны (а иначе они бы их и не устраивали). Обычно снижение цен начинается тогда, когда необходимо быстро распродать залежавшийся на складе товар и освободить место под новый. В этом случае чем дольше лежит или висит в магазине вещь, тем больше на нее скидка. Однако здесь есть свои хитрости. Сотрудник одного из бутиков (который просил не называть его имя) пояснил: "Цена обычно снижается не больше двух раз. А если этот товар все равно никто не покупает, даже с серьезной скидкой, мы делаем следующее: вещи убираются с прилавка и где-то год выдерживаются на складе. Потом мы опять их опять выставляем – налетайте, господа!". В некоторых магазинах во время распродаж снижают курс у.е., который до этого был явно завышен. Тут хорошо бы знать, какими были цены до праздников. Ведь, опустив курс, ничто не мешает приподнять цену. А вот еще одна хитрость – магазин пишет: "Цены снижены до 70%". Клюнувший на эти посулы покупатель заходит в магазин, берет вещь и обнаруживает, что ее стоимость снижена всего на 10%. Клиент, понятное дело, начинает возмущаться: "Обман! Как же так!" Ему спокойно объясняют, что 10% – это и есть "до 70-ти". Это во-первых; во-вторых, есть товары, на которые цена действительно снижена на все 70% – вот, например, этот венчик для взбивания яиц. Нередко применяется и такой фокус: цену на товар сначала (примерно за месяц до акции) повышают, а когда магазин или фирма объявляет о распродаже или о скидках, снижают до первоначальной. Психология, однако.

За границей, в частности во Франции, с тех, кто, перед тем как понизить цены, их поднимает, берут штраф. Но это "у них". Между прочим, в той же Франции, которая славится распродажами, рождественские, например, начинаются не до, а после праздников, с целью заманить в магазины уставших от предпраздничной беготни людей. В России же торговые точки пестрят объявлениями о предновогодних скидках за 2-3 недели до праздника – в самый разгар спроса. К тому же во Франции скидки жестко регулируются государством и начинают действовать во всех магазинах одновременно, строго в установленный день. Есть традиционные планки, следуя которым продавцы снижают цену: 25%, 50% и 75%. В России, как мне пояснил один из менеджеров, в начале распродажи цены на всю коллекцию снижаются на 30%, потом – на 50% и ближе к концу – на 70%. Какие-то вещи, по его словам, иногда продаются ниже себестоимости, чтоб "склад не захламлять", правда одежда с распродаж чаще всего не подлежит возврату или обмену. В Германии, в отличие от Франции, ограничения в предоставлении скидок нет. Правительство ФРГ решило поддержать отечественную торговлю и с начала этого года отменило закон об ограничениях в предоставлении скидок. Теперь там не существует официальных распродаж – магазины получили право снижать цены, когда и как им заблагорассудится. Впрочем, к этой практике продавцы прибегали и раньше, снижая цены на залежавшийся товар.

Но бывают не только сезонные скидки и распродажи. Почти все крупные магазины выпускают дисконтные карты, которые действуют по системе накопления скидок. Такая система позволяет обрести постоянного клиента, привязать человека к своей торговой марке. А есть магазины, которые слово "распродажа" не употребляют вовсе. Вместо него применяется термин "специальные ценовые предложения", это делается для того, чтобы не отпугнуть покупателя, настороженно относящегося к разного рода распродажам. Но суть, конечно, от этого не меняется.

Психологи советуют соблюдать несколько простых правил, чтобы обезопасить себя от ненужных покупок во время скидок и распродаж. Во-первых, приобретать только то, что вам точно необходимо. То есть, прежде чем бежать к кассе с подешевевшим товаром, подумать и спросить себя: а действительно ли он мне нужен или я без него спокойно обойдусь. Во-вторых, брать с собой только ту сумму, которую изначально планировалось потратить. В-третьих, составлять список того, что вы планируете купить до похода по магазинам, и строго его придерживаться. Да и не лишним будет задуматься на вопросом, с чего бы эту вещь уценили. Но советовать, конечно, легко, а вот удержаться от соблазна бывает почти невозможно. На то и рассчитано. Для этого нужно иметь холодную голову, как завещал Железный Феликс. К сожалению, головы у большинства из нас горячие, а руки загребущие.

Выбор читателей