На "Юганск" наложили руки опытные физические лица

Создается впечатление, что на пресс-конференции в Германии глава российского государства был застигнут врасплох и ему пришлось говорить о том, о чем говорить совершенно не хотелось. И вряд ли стоило...




Как мы и предполагали, история с продажей "Юганскнефтегаза" (ЮНГ) загадочному покупателю с каждым днем обрастает все новыми догадками и предположениями. Вчера утром в СМИ появились предположение о том, что за таинственной "Байкалинвестгруп" стоит один из крупнейших игроков российского ТЭКа – "Сургутнефтегаз". "Разоблачение" вызвало бурное обсуждение, однако ему не долго суждено было оставаться сенсацией дня – она определенно померкла после выступления российского президента на пресс-конференции в Шлезвиге.

Владельцами ООО "Байкалфинансгруп", победившего в аукционе по продаже акций ЮНГ, являются "физические лица, которые долгие годы занимаются бизнесом", заявил Владимир Путин. "Насколько я информирован, они намерены выстраивать какие-то отношения с другими энергетическими компаниями России, которые имеют интерес к этому активу", – отметил президент. По его словам, рамки действующего российского законодательства предоставляют "право работы с этим активом дальше" после проведения аукциона. В ходе пресс-конференции Путин сообщил еще об одном небезынтересном факте. Он не исключил, что государственная китайская энергетическая компания CNPC примет участие в работе с активами ЮНГ. По словам главы государства, между ОАО "Газпром" и CNPC достигнуто соглашение о сотрудничестве в сфере энергетики и партнеры сами определят объем работы китайской компании с активами ЮНГ. При этом Путин отметил, что Китай не имеет отношения к аукциону по продаже пакета акций ЮНГ, который, по мнению президента, "прошел в строгом соответствии с российским законодательством".

Как видим, несогласованность и неразбериха царит сегодня вокруг ЮНГ на всех уровнях. Но главный вывод из ситуации остается прежним: компания, скорей всего, окажется под контролем государственных чиновников, которые и распорядятся ее дальнейшей судьбой.

Предположение о том, что за "Байкалфинансгруп" стоит "Сургутнефтегаз", отнюдь не оригинально. Известно, что эта компания располагает достаточным количеством свободных денежных средств, позволяющих тягаться за ЮНГ. Во многом именно этим обстоятельством и был вызван ощутимый рост акций "Сургута" незадолго до аукциона и после него. Более того, "Сургутнефтегаз" (наряду с "ЛУКОЙЛом") принято считать одной из наиболее лояльных государству бизнес-империй. Другое немаловажное обстоятельство, приводимое аналитиками в пользу того, что главное предприятие "ЮКОСа" достанется "Сургутнефтегазу", состоит в том, что он практически не имеет зарубежных активов, на которые могут быть наложены санкции, связанные с решениями хьюстонского суда.

Вместе с тем, сразу после завершения аукциона по ЮНГ представители "Сургутнефтегаза" поспешили заявить о непричастности к этому событию. Это немаловажно, поскольку компания такого уровня без крайней нужды никогда не станет разбрасываться подобными заявлениями. Если же предположить, что это заявление было ложным, выходит, что "Сургутнефтегаз" не так уж и недоступен для американских судей, как об этом принято говорить. К тому же, при всей своей лояльности государству, "Сургутнефтегаз" все-таки является публичной компанией, и любые попытки "тихушничества" вокруг приобретения им активов "ЮКОСа" не пойдут на пользу его имиджу.

Одним словом, заявления о причастности "Сургута" к покупке ЮНГ выглядят на сегодняшний момент не достаточно убедительно. Можно лишь предположить, что компания была вынуждена ввязаться во всю эту историю под большим нажимом Кремля и использовалась им как временный "отстойник" для проблемного актива, предназначенного для совсем иного хозяина. В этом случае не исключено, что из-за вмешательства в дело хьюстонского суда "Сургутнефтегазу" пришлось выступить в качестве дублера "Газпрома".

Что касается вчерашнего заявления Путина, на нем следует остановиться подробней. Создается впечатление, что глава государства был застигнут врасплох и ему пришлось говорить о том, о чем говорить совершенно не хотелось. И вряд ли стоило... Как-то даже наивно прозвучали из уст президента слова о группе неизвестных доселе физических лиц, давно занимавшихся бизнесом и, по всей видимости, долгие годы зарабатывавших деньги на столь грандиозную покупку. При этом, правда, не совсем понятно, о какой деятельности идет речь и почему эти самые люди за долгие годы успешного бизнеса не удосужились обзавестись собственным брендом, а предпочли выйти на аукцион под прикрытием фирмы-однодневки. Далее, по тексту президентского заявления, ситуация начинает несколько проясняться. "Они намерены выстраивать какие-то отношения с другими энергетическими компаниями России, которые имеют интерес к этому активу", – говорит Путин. Не секрет, что адекватный собственным возможностям "интерес к активу" из российских компаний проявлял, по большому счету, лишь "Газпром".

В этом случае все становится на свои места. "Выстраивание отношений" может подразумевать последующую продажу или передачу (на иных условиях) ЮНГ (или его части) все тому же "Газпрому".

Характерно, что в этой незамысловатой схеме вполне могло бы найтись место и для "Сургутнефтегаза". Имеющиеся у компании свободные средства действительно могли быть использованы для покупки ЮНГ, так как неожиданный облом с западными кредитами для "Газпрома" и угроза превращения "ЮКОСА" в нью-"Ногу" заставили игроков менять коней на переправе. Если следовать этой версии, то впоследствии все будет возвращено на круги своя, причем не исключено, что часть активов ЮНГ достанется "Сургуту".

И в заключение – о китайцах. Заявив о том, что между китайской государственной нефтяной компанией и "Газпромом" достигнуто соглашение о сотрудничестве и они будут определять объем работы CNPC с активами ЮНГ, Путин фактически назвал имя главного "виновника торжества". Сам факт, что в последующей "работе с активами" примет участие и CNPC, скорей всего означает, неизбежное разделение ЮНГ. Не секрет, что Поднебесную давно интересует все что связано с поставками и добычей российских энергоносителей. Поэтому даже за малую часть пирога ЮНГ китайская сторона может выложить сумму, сопоставимую с той, которую предложил "Байкалфинансгруп" за всю главную добывающую компанию "ЮКОСа".

Выбор читателей