Цунами: факты и прогнозы

Оценивать ситуацию только по телевизионным кадрам - занятие неблагодарное. Туристы, которые сейчас находятся на Пхукете, уже купаются, но некоторые курорты действительно разрушены почти полностью


Фото AP



Стихийное бедствие в Юго-Восточной Азии вызвало множество противоречий на рынке российского туризма. Делать однозначные выводы пока рано, однако стоит проанализировать уже имеющиеся факты и попытаться сделать прогнозы.

Землетрясение силой 8,9 балла по шкале Рихтера произошло в 140 км от побережья индонезийского острова Суматра и вызвало волны 10-метровой высоты, от которых пострадали сразу несколько азиатских стран: Индонезия, Малайзия, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Бангладеш, Индия и Мальдивы. Число жертв превзошло все самые пессимистические прогнозы. Особенность этой катастрофы в том, что среди пострадавших как никогда много иностранных туристов. Ведь в число пораженных цунами стран вошли наиболее популярные зимой курорты – Таиланд, Малайзия и Мальдивы.

Оценивать ситуацию только по телевизионным кадрам, как делает большинство россиян, - дело неблагодарное. Большинство москвичей сразу решили, что Таиланд смыло в море, а Мальдивы вообще ушли под воду. На самом деле туристическая инфраструктура разрушена не так сильно. Что касается Таиланда, то самой верной оказалась информация с туристических форумов, где в режиме онлайн из этой страны вещали наши туристы, пережившие катастрофу. Вот объективные сведения: те, кто сейчас находятся на Пхукете, уже купаются. Архипелаг Пи-Пи действительно почти полностью разрушен. На Краби разрушений почти нет, Самуи, Самет, Ко Чанг и Паттая вообще не затронуты стихией. На Пхукете очень пострадала популярная туристическая зона Патонг Бич. Разрушена инфраструктура береговой линии, первая линия ресторанов и отелей, разрушены и разграблены магазины. Но, как свидетельствуют туристы, очень мало отелей уничтожены полностью, и большинство из них можно восстановить за неделю.

Почти та же ситуация и на Шри-Ланке. От стихийного бедствия сильно пострадали северная, восточная, южная части острова, в то время как основные курорты находятся на юго-западе. В северные и восточные районы туристов никогда не возили (кроме Тринкомале). Многие отели пострадали от приливной волны (не от цунами), водой были залиты бассейны, номера первых этажей. Столица страны, Коломбо, почти не затронута стихией. Аэропорт работает в обычном режиме, основные экскурсионные объекты тоже не пострадали. Сами власти Шри-Ланки утверждают, что отели будут восстановлены за 2-4 недели.

В Малайзии основная масса пострадавших - на о. Пенанг. Жертвами стали преимущественно любители водных видов спорта. Притом отели на Пенанге практически не пострадали. На Лангкави почти во всех гостиницах идет уборка территории и чистка пляжей. Разрушений нет. Единственная пострадавшая гостиница - Pelangi Beach. Там повреждена система кондиционирования воздуха на первых этажах и некоторая инфраструктура ближе к берегу.

А власти Мальдивских островов вообще в отличие от своих пострадавших соседей не стали призывать иностранцев отказаться от туристических поездок. Представитель министерства туризма Мальдивской Республики Мохамед Саид распространил сообщение, в котором говорится, что на сегодняшний день все курорты открыты за исключением нескольких отелей.

Тем не менее, все эти дни из России продолжали уходить чартеры не только на Мальдивы, но и в Таиланд. Впрочем, это не удивительно, особенно учитывая тот факт, что новогодние туры в Таиланд стоили до $3,5 тыс. на человека, а уверенности, что эти деньги вернут в случае отказа от поездки, совсем нет. Западные туроператоры в этом смысле были на высоте: к примеру, оператор Thomas Cook сам отменил все рейсы на Мале, Пхукет и Коломбо до 31 декабря 2004 г. и начал выплачивать стоимость туров своим клиентам. А в понедельник, 27-го, даже отправил на Коломбо самолет с едой, водой и одеялами в качестве гуманитарной помощи жертвам катастрофы. Западные туроператоры возвращают деньги, идя на прямые убытки. Им престиж и целостность рынка дороже, чем текущая выгода.

Наши туроператоры до последнего не снимали свои чартеры – ждали, пока правительство Таиланда объявит форс-мажор и предложит им компенсацию. Вместо этого Туристическое управление страны, от лица которого выступал его представитель в Москве Константин Кинель, на пресс-конференции порекомендовало туроператорам продолжить программы на Таиланд, в первую очередь, в Бангкок и на непострадавший курорт Паттайя.

Тем не менее, отказы от поездок идут с первого дня. При этом на финансовый риск идут именно туристы. Конечно, во всех договорах российских туроператоров с их тайскими партнерами есть параграф о форс-мажорных обстоятельствах. Но, поскольку правительство Королевства Таиланд официально не объявило зоной бедствия не только страну, но даже пострадавший регион, применить соответствующие статьи договора не представляется возможным.

Получается, что концов в этой ситуации не найдешь. Турист передает деньги турагентству, то, удержав комиссию, передает деньги туроператору. Туроператор вносит платежи отелю, резервирует чартер, оставляя себе лишь часть суммы. С кого же требовать деньги в итоге? По идее, если отель разрушен, застрахован, и турист не хочет ехать в другой отель, деньги должны вернуть именно они. Но большинство наших туристов, обращаясь в агентство, слышат "Окей, мы заменим вам отель на равнозначный, трансферы и билеты есть, ведь регулярные рейсы не снимаются. Езжайте!". Агентства апеллируют к тому, что стихийные бедствия относятся законом к обстоятельствам непреодолимой силы, при наступлении которых стороны не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Так что туристическая компания вправе предложить туристу альтернативную услугу – размещение на другом курорте, в другом отеле, а возмещение стоимости путевки следует производить только по решению суда.

В случае же, если туристическая компания подтверждает возможность оказания услуг, но турист отказывается вследствие каких-либо опасений, договор расторгается в одностороннем порядке по инициативе потребителя, и турфирма вправе удержать эти затраты из суммы, возвращаемой туристу. Притом, как свидетельствуют многие туристы, большинство туркомпаний посчитали, что эти затраты составляют 100% от стоимости путевки.

Получается, что по закону никто никому ничего не должен. В этой ситуации только несколько наших крупных туркомпаний оказались на высоте. Большинство же пока упорствуют и предлагают туристам, не пожелавшим, простите за цинизм, купаться среди всплывающих время от времени трупов, разбираться через суд. Вот только испорченная репутация, скорее всего, обойдется им впоследствии дороже.

Что же будет с пострадавшими курортами в этом году? Конечно, отели через месяц-другой действительно восстановят, а инфраструктуру наладят. Но уже ясно, что этот сезон для Юго-Восточной Азии потерян. Скорее всего, цены на отели этого региона вскоре упадут в два раза, цена же перелета останется неизменной. Поэтому путевки подешевеют не более чем на 35-40%. А туристы наши по старинке поедут этой зимой и весной в Египет и ОАЭ: пусть неинтересно, зато давно проверено.

Материал предоставлен порталом Travelonline.ru

Стихийное бедствие в Азии. Все подробности

Выбор читателей