Про космические пятна расскажут в мае

Фотографии черных пятен, обнаруженных на борту МКС, невозможно передать на Землю. Фотолаборатории у космонавтов нет, поэтому придется ждать их возвращения, а это будет только в конце весны

В космосе, конечно, тише, чем на Земле, хоть и бури магнитные там, говорят, случаются, зато намного интереснее. Периодически с Международной космической станции доходят странные известия, и мировая общественность морщит лоб в конспирологических раздумьях: а что бы это могло быть. Последним событием, потрясшим мир, стали сведения о том, что на борту МКС обнаружены странные пятна. Однако на этот раз любителям "науки и жизни" придется немного подождать. Фотографии необычных пятен эксперты смогут увидеть лишь весной, а рассказать о них народу, вероятно, еще позднее. Об этом заявили сегодня в Центре управления полетами.

"Накануне во время работы за бортом Салижан Шарипов сфотографировал обнаруженные им необычные пятна на внешней поверхности МКС на пленочный фотоаппарат, который космонавт взял с собой в открытый космос. Но фотолаборатории на орбите нет, кассеты с пленкой экипаж возьмет с собой при возвращении на Землю, намеченном на конец апреля - начало мая. На Международной космической станции есть цифровые фотоаппараты, но их можно использовать лишь внутри МКС. Для работы за бортом берут пленочную камеру, помещенную в специальный герметичный бокс ", - отметил эксперт ЦУПа.

Космонавт Салижан Шарипов, работая в открытом космосе, обнаружил на выпускном клапане кислородообразующей системы "Электрон" МКС черный налет, похожий на растекшееся машинное масло. После обнаружения пятна компонавт немедленно сообщил об этом на Землю и получил распоряжение от специалистов ЦУПа странное пятно сфотографировать и ни в коем случае его не трогать.

Согласно докладу Шарипова, вокруг клапана образовалось пятно размером около 15 сантиметров. "Это масло или жидкость - мокро на 15 сантиметров вокруг, черный налет в сторону другого клапана", - доложил бортинженер десятой экспедиции МКС. Может, он его все же потрогал?

По словам представителя ЦУП, никакой опасности для работы системы производства кислорода "Электрон" пятно не представляет, однако после получения фотоснимков, сделанных Шариповым в открытом космосе, изучением появления налета обязательно займутся специалисты ЦУП.

На Земле специалисты уже начали исследовать, откуда могло появиться это пятно. Ученые пришли к предварительному выводу, что "это просто масляное пятно, "выброшенное" через дренажное отверстие" работающей на станции аппаратурой. Ранее с системой "Электрон" периодически случались различные неполадки, которые впрочем удавалось оперативно устранять экипажу.

Напомним, в среду в ходе выхода в космос Лерою Чиао и Салижану Шарипову удалось установить на внешней поверхности МКС немецкого робота Rockviss и подключить его приемопередатчик и антенну. Если испытания пройдут успешно, робот в будущем сможет проводить контролируемые с Земли опасные и трудоемкие операции, освободив от этой работы астронавтов.