Бессон устроил симпатичную "Бурю в Париже"

Сквозь шик, блеск и красоту фильмов, которые "представляет Люк Бессон", непостижимым образом все равно проглядывает уродливый лик типичного би-муви, созданного для проката в странах Африки и Латинской Америки

Тринадцатый район (Banlieue 13)
Франция, 2004
Режиссер: Пьер Морель
Продюсер: Люк Бессон
В ролях: Сирил Раффаэлли, Давид Белль, Биби Насери, Тони Дамарио




Идея отгородить нас, таких милых, дружелюбных и цивилизованных людей, от всех этих подонков и негодяев высокой стеной – не нова. Более того, регулярно претворяется в жизнь – то Великую китайскую стену построим, то Берлинскую, то израильскую. Люк Бессон (сценарист и продюсер "Тринадцатого района") придумал еще одну стену – парижскую. По его мрачным прогнозам, уже в 2010 г. такую стену возведут вокруг 13-го района Парижа – района, где каждый второй – малолетний преступник, а каждый третий – потомственный рецидивист.

Нравы в 13-м районе суровые, без пушки местные жители на улицу носа не кажут, полиция и прочие государственные структуры давно выведены за периметр, а заправляет всем местный авторитет Тахо, счастливый обладатель личной армии и несметных сокровищ, нажитых преступным путем. Однажды у Тахо случилась большая радость – в его огород залетела нейтронная бомба, и теперь он ломает голову над тем, как бы повыгодней распорядиться таким сокровищем. Сорвать его гнусные планы призваны главные герои – белобрысый капитан-спецназовец и местный Робин Гуд по имени Лито. Лито берется помогать полицейскому по трем причинам: во-первых, у него к Тахо личные счеты, во-вторых, он патриот родного района, а в-третьих – просто хороший парень, нутром ненавидящий всякую гнусность и несправедливость. Смычка честных служителей закона и мелкой шпаны "с понятиями" в действии – над 13-м районом пронесется местная "буря в пустыне" и террористы всех мастей получат по первое число.

Фраза "Люк Бессон представляет", на мой взгляд, давно стала синонимом эрзац-кинематографа. С тех пор, как Бессон перестал снимать сам и начал заниматься продюсированием, с его конвейера один за другим сходят похожие, как однояйцевые близнецы, киноленты – многочисленные "Такси", "Дансеры", "Перевозчики" и прочая, и прочая... Не то чтобы это были очень плохие фильмы – напротив, они чрезвычайно профессионально сделаны, вот только по сравнению с ними, даже тысячекратно изруганный голливудский ширпотреб – высокое искусство. Бессон-продюсер сделал ставку на зрелищность; в эту точку долбят и все его подшефные режиссеры. Долбят и не прогадывают – картины, в целом, собирают неплохую кассу, а некоторые, как, например, то же "Такси", даже становятся локальными хитами. Зрелищностью, как правило, Бессон и ограничивается. Как только в фильме наступает пауза между драками, плясками или погонями – зубы начинает сводить от сценарного бреда и невероятной банальности сюжетных поворотов.

В "Тринадцатом районе" зрелищность снова на высоте. Особенно впечатляют сцены погони – исполнитель главной роли Давид Белль по жизни развлекается прыжками с крыши на крышу и беготней по стенам домов (он даже сделал это занятие отдельным видом экстремального спорта под названием паркур и обзавелся массой последователей), это искусство он с блеском демонстрирует и в фильме. Редкая автомобильная кинопогоня может сравниться с этой акробатикой по энергетике и динамизму. Не менее впечатляют своей хореографией и боевые сцены. Красиво, нет слов. Но сквозь шик, блеск и красоту непостижимым образом все равно проглядывает уродливый лик типичного би-муви, созданного для проката в странах Африки и Латинской Америки.

Как так получается – понять нельзя. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что в коллекции фильмов, которые "представляет Люк Бессон", "Тринадцатый район" – один из лучших.

Выбор читателей