Леннон до сих пор живее всех...

Можно долго спорить о том, что в исполнительском и композиторском плане Леннон по сравнению с Маккартни и Харрисоном – просто высокопрофессиональный "лабух", но главного это все равно не изменит




John Lennon – "Acoustic" (2004)
В истории популярной музыки второй половины XX века очень мало найдется настоящих "икон" – людей, действительно изменивших этот мир. Одна из таких "икон" – бесспорно, Джон Уинстон Оно Леннон. Что удивительно, сам Джон никогда богом быть не хотел. Всю жизнь терзаемый внутренними противоречиями, он боролся сначала с самим собой в Beatles, потом за себя без Beatles, потом вместе с Йоко – за мир во всем мире; потом – вновь за свое место в этом мире... Все эти метания и поиски хорошо просматриваются через его песни. Можно долго спорить о том, что в исполнительском и композиторском плане Леннон по сравнению с Маккартни и Харрисоном – просто высокопрофессиональный "лабух", но главного это все равно не изменит. А главное состоит в том, что Джон всегда стремился открыться слушателям не посредством гитары или клавиш рояля, а – душой, донести до мира самые свои сокровенные мысли; это часто бывает ценнее любой "Yesterday"... "Acoustic" – подборка самых главных его песен, спетых тихо под гитару; в альбом вошло много домашних и редких демо-записей. Три "живых" номера 1971 г.: один – программная "Imagine", спетая в "Apollo", два других – из "Ann Arbor". Внутри буклета – фотографии счастливого Джона, стихи и табулатура песен. А на последней странице обложки, под фото Джона с Шоном – подпись: "Когда мечтаешь один, то это всего лишь мечта, а когда мечтаешь вместе – мечта становится реальностью".
(****)


Happy The Man – "The Muse Awakens" (2004)
Пластинка-реюнион, своим появлением во многом обязанная активности фанов коллектива, ждавших этого события более четверти века. Дело было так. Вышедший в 1977 г. безымянный дебют американцев Happy The Man если и не вознес группу сразу в пантеон живых богов, то уж точно застолбил для нее место в высшей лиге арт-рока где-то между британскими Gentle Giant и Camel. Появившийся годом позже диск "Crafty Hands" еще более укрепил пьедестал "рукотворного памятника". Но... время для такой музыки и вправду было не самым лучшим: в Европе вовсю уже царила анархия, спровоцированная молодыми нигилистами из Соединенного Королевства (Sex Pistols, "Anarchy In The UK"), а на дальних подходах потихоньку расправляли крылья "волновики" Depeche Mode, Duran Duran и иже с ними... Тем не менее, фаны продолжали регулярно заваливать экс-лидера HTM гитариста Стэна Уайтэкера просьбами о воссоединении коллектива, чем вынудили музыкантов издать в середине 90-х два компакта с концертным материалом и студийными outtakes – окончательно выпотрошив таким образом все архивы. Пластинки, конечно, на некоторое время "подсластили пилюлю", но активности болельщиков убавили не слишком. Ну а дальше все просто. В самом конце 90-х Стэн играл как-то с группой Ten Jinn на прог-фестивале в Мехико... а тут кто-то взял да и ляпнул со сцены о его былых заслугах в составе HTM. "После того выступления меня внезапно окружила плотная толпа людей, они трясли меня за руки и наперебой говорили, как много для них значила музыка, которую мы делали в Happy The Man", – короче говоря, Стэн сдался: вернувшись в Лос-Анджелес, он позвонил сооснователям группы Фрэнку Вайатту и Рику Кеннелу, и те также с радостью ухватились за идею вновь поработать вместе. Так состоялся долгожданный камбэк, к вящей радости поклонников. И это как раз именно тот случай, когда борозда у старого коня с годами выходит все лучше. Хочется отметить еще один момент: вторым клавишником обновленного HTM стал Дэвид Розенталь – тот самый, передразнивавший и оттенявший своей игрой блэкморовскую гитару в Rainbow в 1982-83 гг. Нет, это ж надо: от "почти танцевального" харда переквалифицироваться на элитный арт-рок, да еще так здорово! Ай да Дэвид!..
(****)


Razorback – "Animal Anger" (2004)
Вокал – "правильный": сильный, приятный, яркий, временами интонирующий под молодого Дио (либо – молодого Тони Мартина, усиленно ему подражающего): треки "A New King In Town", "Kiss of Death" или "Bastard" тематикой и саундом заметно перекликаются с саббатовским "Tyr" а то и – если б не излишне прямолинейные, отливающие "металлом" гитары – слышится в них что-то с юности знакомое еще по эпохальному "Rainbow Rising"... Издатели позиционируют "Animal Anger" как очередной (громкий?) дебют, и формально это так. Однако профессиональной подготовке участников коллектива позавидуют многие их коллеги: вокалист и автор текстов Стефан Бергрен в недавнем прошлом с большим успехом пел в "серпентарии" The Company Of Snakes (отсюда и некоторая "ковердейловщина" в голосе), а инструменталисты прошли хорошую рок-школу в группе Vanize под руководством небезызвестного Питера Диркшнайдера (родного брата Удо); басист Маркус Биеленберг к тому же вдоволь поколесил по России/Украине в составе U.D.O. во время их последнего тура. В сравнении с ожидаемыми прототипами музыка Razorback менее сурова, ближе к традиционному хард-н-хэви, посему, как ожидается, будет интересна не только узконаправленным адептам тевтонской "тяжелой металлургии", но и многим меломанам со "смежных территорий".
(****)


Laibach – "Anthems" (2004)
Laibach – очень неоднозначное музыкальное явление. Иногда возникает вопрос: а музыкальное ли вовсе, может – литературное или, скорее, политическое? Отправной географической точкой для коллектива служат Любляна, Загреб и Белград; будучи этническими славянами, музыканты не гнушаются нацистской символики, за что не раз были "биты" общественностью. Политические взгляды, которые участники группы так или иначе озвучивали и придавали им большое значение, варьировались в разное время от ультралевых до крайне правых. А музыка всегда была неким и, надо сказать, весомым дополнением их идеологии. В своем развитии от ранних экспериментов с индустриальным "нойзом" Liabach дошли до создания так называемого тоталитарного попа (после прослушивания диска становится очень даже понятно, откуда "растут ноги" у Rammstein). На этой пластинке в первую очередь обращают на себя внимание несколько весьма любопытных ремейков очень известных песен вроде "In The Army Now". "Сборник гимнов" (а название альбома переводится именно так) Laibach оформлен в виде двухдискового диджипака в твердой обложке. Первая "плита" представляет собой коллекцию лучших вещей группы, включая редкий, ранее не издававшийся материал. На второй собраны диджейские миксы на почти все те же песни; некоторые из них также являются изюминкой данного релиза. Помимо этого, "официальный" "комплект поставки" включает в себя 40-страничный буклет с рисунками, фотографиями и англоязычное эссе Алекса Монро на тему жизненных идей, проповедуемых этой действительно очень неоднозначной группой.
(***)

Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1, 4), "Art Music Group" (3) и концерном "Группа Союз" (2).

Выбор читателей