Хиты биеннале рассосались

Пока еще трудно сделать окончательный вывод, насколько удалось Москве ее первая в истории города, да и страны в целом, биеннале. По крайней мере, в первые выходные народ на выставки не ломился


Фото: newizv.ru



Многие уважающие себя культурные столицы регулярно устраивают масштабные международные экспозиции современного искусства. Самой знаменитой считается Венецианская биеннале, но подобные выставки периодически проходят в Германии, Испании и других странах. В этом году к ним присоединилась и Москва.

Биеннале – это не просто новая форма выставочной деятельности. Подобно Олимпийским играм в спорте и крупнейшим кинематографическим фестивалям, это мероприятие имеет высокий международный статус и учреждается на правительственном уровне. Помимо интересной выставочной программы арт-биеннале должна генерировать новые идеи, отражать наиболее актуальные проблемы искусства и, наконец, стать модным местом, предназначенным для встречи художников, кураторов, критиков, коллекционеров, галеристов и просто людей, интересующихся современной культурой.

Задумывалась Первая московская биеннале с размахом почище европейского. Очевидно, руководители проекта из Министерства культуры и массовых коммуникаций не предполагали, какие бюджетные "потери" предполагает подобное мероприятие. Когда минимальная сумма все же была выделена, настала очередь ведущих кураторов. Раздел денег и власти проходил бурно и жестоко: кого-то затоптали, другие добровольно покинули поле боя. В результате проект делался наспех, а концепция несколько раз менялась. По меткому замечанию одного из участников, "Первоначальный список художников, которым были разосланы приглашения, напоминал алфавитный указатель из альбома хитов современного искусства. Потом хиты куда-то рассосались, и было решено предоставить основную площадь молодым дарованиям из разных стран. В тоже время на других площадках биеннале показывают проекты известных, но почти исключительно русских художников. Получатся совмещение несовместимого, и все мероприятие теряет четкую концептуальную основу".

Концептуальная основа начинает хромать уже на первом этаже бывшего Музея Ленина, в котором открылась основная экспозиция биеннале "Диалектика надежды". Здесь вольготно расположились видеоинсталляции хулиганской российской группы "Синие носы", которые уж никак не могут претендовать на роль начинающих иностранных художников. Между тем, именно эти работы пользуются наибольшей популярностью – чуть меньше зрителей собирает документальный фильм о Ленине и вьетнамское видео. Кстати, одна из сильных сторон биеннале – действительно интернациональный состав участников. Фотографии и видеоролики художников Вьетнама, Китая, Турции, Японии и Нигерии весьма колоритны и представляют определенный интерес даже как чисто этнографический материал.

Наиболее привлекательный набор выставок в рамках биеннале предлагает Московский дом фотографии, в одночасье превратившийся в Мультимедийный комплекс актуальных искусств. Абсолютным лидером, безусловно, является замечательная выставка "Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма", подготовленная Государственным Эрмитажем совместно с нью-йоркским Фондом Гугенхайма. И дело не только в изящной концепции и действительно хороших произведениях музейного уровня. Потрясает абсолютное пластическое совпадение художников, удивительное сходство между гравюрами XVI столетия и фотографиями конца XX века, а вся экспозиция воспринимается как какой-то необычайно сложный фокус, циничный эксперимент, граничащий с настоящим чудом.

Пока еще трудно сделать окончательный вывод, насколько удалась Москве ее Первая биеннале. По крайней мере, в первые выходные народ на выставки не ломился. Правда в Музее Ленина кое-то тусовался: например, иностранцы, свернувшие с Красной площади, или боевые старушки, явно заглянувшие погреться – на площади перед зданием полным ходом гремел очередной краснознаменный митинг. Старушки недоверчиво оглядывали экспозицию и очевидно "стремались". "Это у них называется художественная арт-выставка, – охотно поясняла более продвинутая бабка своей оторопевшей товарке, – свалили в кучу всякое барахло...". Остальные посетители носили характерные бейджики, то есть, просто работали.

В целом можно сказать, что столичная публика, с удовольствием тусующаяся на "Арт-Москве", "Арт-Манеже" и других ярмарках, вполне "созрела" до подобного мероприятия. Отечественные коллекционеры современного искусства давно уже стали завсегдатаями международных выставок. Да и художники только рады возможности выйти на новый уровень. Обидно, что техническая организация фестиваля как всегда отстает от прогрессивных кураторских затей. Вместо того чтобы привлечь в Москву как можно больше туристов и покупателей, организаторы готовили кому-то большой сюрприз: программа, даты вернисажей и даже некоторые площадки биеннале до последней минуты держались в секрете. Несмотря на высокую цель кураторов "сформировать важнейшую основу для эффективной реинтеграции современного российского изобразительного искусства в мировой художественный процесс, углубления понимания и позитивного отношения международного сообщества к России", международным на этот раз, по-видимому, оказался только состав участников. Или нам и впрямь пока рано в калашный ряд?

Выбор читателей