"Роснефти" не дали ускользнуть от "Газпрома"

Страсти по контролю над богатствами российских недр накаляются. Чиновники поведали подробности сделки по покупке "Юганскнефтегаза", что может нарушить планы "Роснефти" по обретению независимости




Страсти по контролю над "Роснефтью", сделавшей удачное приобретение, накаляются. Российские чиновники поведали подробности проведенной сделки, которая, по словам министра обороны РФ Сергея Иванова, была осуществлена "абсолютно рыночным способом". Напомним, вчера стало известно, что сделку профинансировал Внешэкономбанк, а набрать нужную сумму ему помогли китайцы.

Чиновник Минпромэнерго рассказал "Ведомостям" детали этой схемы. По его словам, именно China National Petroleum Corporation (CNPC) привлекла кредиты у китайских банков и задепонировала эти деньги на своих счетах в одном из них. Затем этот банк прокредитовал Внешэкономбанк, а тот — "Роснефть". Участие Внешэкономбанка в финансировании сделки удобно: он не имеет банковской лицензии и не ограничен лимитом кредитования одного заемщика, как другие финансовые учреждения, отметил кремлевский чиновник. По его данным, об этом просила и китайская сторона, опасаясь исков "ЮКОСа".

Расплачиваться за кредит будет "Роснефть", которой предстоит обеспечить CNPC нефтью. Представитель госкомпании сказал изданию, что "Роснефть" обязалась поставить в Китай 48,2 млн т нефти до 2010 года. И, как уже сообщало "Yтро", "Роснефть" с 1 февраля начала поставки нефти в КНР по железной дороге. Представитель компании рассказал, что объем поставок в феврале составит 200 тыс. т, а всего в 2005 г. в КНР по железной дороге будет доставлено 4 млн т нефти. Он отметил, что 50 тыс. т черного золота в счет февральских поставок уже отправлено в Китай по железной дороге. Заявку в РЖД на эти перевозки отправила компания "ЮКОС-Транссервис", которая является единым грузоотправителем "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа" и "Роснефти".

Между тем ни чиновники, ни сама компания не раскрывают условия контракта, неизвестна и цена, по которой CNPC будет получать российское сырье. Если считать, что $6 млрд — это предоплата по контракту за три года, значит, цена будет неплохой (около $34 за баррель), рассказал газете Сергей Санакоев, руководитель российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества. Вчера баррель нефти сорта Brent на Лондонской бирже стоил около $45. Впрочем, чиновник Минпромэнерго уверяет, что в контракте прописана не конкретная цена, а формула. "В убыток себе торговать не будем", — пообещал он.

А президент Института энергетической политики Владимир Милов выразил уверенность в том, что сделка предусматривает не только поставки нефти, но и участие в активах. "Иначе китайцы не ссудили бы такие деньги", — отмечает Милов.

Напомним, ранее министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко говорил, что активы "Юганскнефтегаза" будут выделены и переданы в отдельную полностью государственную компанию, до 20% акций которой может быть предложено CNPC. Он отмечал, что возможность продажи части "Юганскнефтегаза" "оговорена в ранее подписанных соглашениях с CNPC. В них, в частности, предусматриваются варианты встречного приобретения российской стороной нефтяных активов CNPC в третьих странах, а также на территории самого Китая".

Между тем оглашение схемы финансирования покупки может нарушить планы "Роснефти", которая собирается сохранить независимость и контроль над "Юганскнефтегазом", сообщает "КоммерсантЪ". "Газпрому" же, который намеревался ее поглотить, достанется лишь миноритарный пакет акций компании.

Идею независимости "Роснефти" от "Газпрома" при получении государством 51% акций последнего ранее озвучивал президент "Роснефти" Сергей Богданчиков, напоминает издание. А в январе ее пресс-служба заявила, что покупка "Юганскнефтегаза" на аукционе РФФИ – первый шаг к созданию национальной нефтяной корпорации на базе "Роснефти". В газпромовской же схеме "Роснефть" по итогам поглощения становится подразделением "Газпрома".

Засветка участия Внешэкономбанка в операциях "Роснефти" лишь на первый взгляд выглядит безобидной откровенностью министра, отмечает газета. Во-первых, это ставит Внешэкономбанк и российские правительственные структуры под угрозу атаки акционеров "ЮКОСа" в зарубежных судах, в первую очередь в США. Во-вторых, в газпромовской схеме слияния CNPC, под гарантии которой китайские банки кредитовали Внешэкономбанк, должна была получить долю в "Юганскнефтегазе", перешедшем под контроль государства, а не "Роснефти".

И, как только что стало известно, правительство РФ утвердило перечень представителей государства для избрания в Совет директоров "Роснефти". Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Фрадков.

Выбор читателей