Новых существ нашли в самом неподходящем для жизни месте

Ученые обнаружили живые организмы в самой глубокой впадине на Земле, где давление сопоставимо с весом 50 аэробусов. Эти существа могут оказаться одним из первых видов живности, появившихся на нашей планете

Весь мир уже десятки лет следит за поисками жизни на Марсе, но и у нас на Земле тоже еще остались места, где можно найти много интересного. В самом глубоком месте планеты, Марианской впадине, глубина которой составляет около 11 км и где давление сопоставимо с весом 50 гигантских аэробусов, обнаружены живые организмы. Об этом свидетельствует образец грунта, взятого с самого дна впадины. Оказалось, все оно покрыто слоем мелких существ, напоминающих фораминифер – одноклеточные древнейшие организмы, имеющие известковые раковины.

Сейчас сохранилось около 4 тыс. видов фораминифер, которые обитают в основном на океанском дне, хотя некоторые живут в пределах верхнего 100-метрового слоя воды. Также несколько их разновидностей были обнаружены и в пресной воде. Находка сильно удивила ученых. Специалист по фораминиферам из Национального музея естествознания в Вашингтоне Брайн Хабер отметил: "Это еще одно доказательство того, что жизнь можно найти в самых неприспособленных для этого средах". Например, в последние годы были найдены бактерии, живущие почти в 1,5 км под поверхностью Земли и приспособившиеся к существованию в гидротермальных источниках. Есть также свидетельства того, что микроорганизмы живут в антарктических озерах, которые были покрыты льдом тысячи лет.

Напомним, замороженные живые существа, которые, согревшись, вернулись к жизни, были найдены в 2002 г. во льдах подземного озера Вида в Антарктиде на глубине 19 километров. Американские ученые заявили, что возраст находок – около 2800 лет, а на больших глубинах могут быть найдены экземпляры, которые еще древнее. На протяжении многих столетий эти формы жизни были изолированы от существ, обитающих на земной поверхности.

Тогда же вода, населенная бактериями, была найдена в самой глубокой в мире шахте на юге Африки. Ученые пришли к поразительному выводу: микроорганизмы и водоросли выжили благодаря подземной радиации, излучаемой ураном, которая разлагает воду на кислород и водород. Если бы не она, на такой глубине этих жизненно необходимых веществ не могло бы существовать.

Так что Джерри Липс, эксперт по фораминиферам из Калифорнийского университета в Беркли не видит в последней находке ничего удивительного. Он полагает, что эти существа обитали на такой глубине в течение миллионов лет и вполне приспособлены к экстремальным на первый взгляд условиям. Однако исследователь подчеркивает, что это открытие поднимает больше вопросов, чем дает ответов. Необходимо провести анализ ДНК, чтобы подтвердить, что найденные фораминиферы – одна из первых форм жизни, появившаяся на Земле.