Телефонным карточкам нанесли сокрушительный удар

IP-телефония имеет все шансы либо исчезнуть совсем, либо оказаться не по карману для большинства потребителей. Тем, кто привык звонить в другие города по карточкам, придется заново осваивать "восьмерку"




Завоевав популярность среди россиян благодаря невысоким тарифам при хорошем качестве связи, IP-телефония имеет все шансы либо исчезнуть совсем, либо оказаться не по карману для большинства потребителей. Для многих IP-телефония или, проще говоря, связь посредством телефонных карт, уже давно является обычным способом ведения междугородних и международных телефонных переговоров. Звонить в Рязань, Винницу, или Нью-Йорк через "восьмерку" для большинства москвичей, питерцев, и прочих жителей крупных городов стало анахронизмом.

Звонящему по карточке IP-телефонии, вовсе не обязательно иметь телефон с выходом на межгород, или общаться с барышней из службы 07. Связаться с практически любой точкой страны и мира сегодня можно как при помощи мобильника, так и с городского таксофона. Немаловажно, что стоимость разговора при этом окажется в разы ниже той, какую пришлось бы заплатить абоненту, звонящему по-старинке - "по коду, через восьмерку".

В первую очередь достоинства "карточной" связи смогли оценить не самые состоятельные россияне, чьи родственники или друзья, волею судеб, оказались за границами нашей Родины. То же можно отнести к иногородним студентам, командированным, и, конечно же, многочисленным гастарбайторам. Как бы высокопарно это не звучало, но именно многочисленные операторы IP-телефонии смогли реально сблизить огромное количество людей, находящихся далеко друг от друга.

И вот, похоже, этой идиллии приходит конец. Новые правила регулирования телефонной связи ("Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия"), которые в ближайшее время должны быть утверждены правительством России, могут кардинально изменить ситуацию на рынке междугородной и международной телефонии. Документ практически не оставляет шансов для операторов IP-телефонии, одновременно использующих для провода звонков каналы Интернета и обычные телефонные сети.

В соответствии с подготавливаемым перечнем услуг, подлежащих лицензированию, операторам IP-телефонии предстоит получить лицензии на дальнюю голосовую связь. Необходимым условием для получения такой лицензии является обеспечение предоставления услуг на всей территории России. Согласно прогнозам самого Мининформсвязи, в этой ситуации лицензии смогут получить лишь два-три оператора традиционной связи. Не имеющие же столь широких возможностей операторы IP-телефонии, как не трудно догадаться, окажутся за бортом, равно, как и большинство их клиентов, которым снова придется исправно набирать "восьмерку". Окончательно испортить жизнь пользователям и компаниям "карточной" связи призван проект одного из положений "Правил", запрещающий доступ к узлам IP-телефонии с телефонных сетей общего пользования.

В самом Мининформсвязи необходимость данной реформы объясняют предстоящей демонополизацией рынка дальней связи. Данная формулировка выглядит довольно странно, ибо основным монополистом в данном секторе рынка является "Ростелеком", конкуренцию которому как раз и составляют IP-операторы. Выдавливание последних с рынка только закрепит монопольное положение "Ростелекома". Чем оборачивается та или иная монополия для потребителя – рассказывать не стоит.

"Определенно, в результате этой реформы выиграет только одна компания: "Ростелеком", – заявил "Yтру" представитель IP-оператора "Манго-Телеком" Юрий Зигуля. - То, что рынок будет монополизирован, и то, что количество игроков на нем будет существенно уменьшено, – это совершенно ясно. В результате огромный пласт рынка, десятки и сотни компаний, тысячи людей персонала будут вынуждены уйти. Это, безусловно, ограничит существующую активность операторов на рынке IP-телефонии и приведет к повышению цен на дальнюю связь и другие телекоммуникационные услуги", – считает эксперт.

Опасения операторов, похоже, начинают оправдываться еще до официального принятия новых "Правил". Так, "Московская городская телефонная сеть" была вынуждена "временно" прекратить начатое в декабре прошлого года предоставление услуг IP-телефонии. Как сообщил "Yтру" представитель МГТС, "временное" прекращение неизбежно окажется постоянным и окончательным. По данным источника, компания вынуждена отказаться от IP-телефонии, так как новые условия делают практически невозможным предоставление подобных услуг на российских телефонных сетях общего пользования.

Заметим, что если ожидаемые "нововведения" смогли поставить в затруднительное положение крупнейших операторов уровня МГТС, то положение более мелких компаний, рассматривающих IP-телефонию как основной вид бизнеса, может оказаться просто критическим. Теоретически появление правил, регламентирующих деятельность операторов IP-телефонии, следовало бы рассматривать как положительный момент - по сей день в России не существует нормативных документов, прописывающих правила и условия функционирования данного вида связи. Однако теория достаточно часто расходится с практикой, особенно если речь идет о России. В сегодняшней ситуации, благие начинания имеют достаточные основания обратиться во вред как для операторов, так и для абонентов.

"Очевидно, что IP-телефония как технология будет продолжать развиваться, и эту тенденцию не остановить, – считает генеральный директор "Зебра-Телеком" Виктор Каледин. - Это понимают все профессионалы связи, и нормативная база, в итоге, не должна стать препятствием для развития этого важного сегмента рынка и не быть тормозом для развития законопослушных операторов связи. В противном случае, ситуация скажется в первую очередь на потребителе. Законопослушные "белые" компании будут вынуждены переложить на него возросшую себестоимость услуги. Таким образом, потребитель будет выбирать между услугами от "белых", но дорогих компаний, и услугами от "серых" компаний, которые не платят налоги, не следят за качеством связи, не вкладывают средства в развитие технической базы".

Рост цен на услуги и уход значительной части операторов "в подполье" станет, пожалуй, основным возможным результатом принятия "Правил". К такому выводу приходит большинство представителей IP-компаний. "Стоимость IP-связи возрастет, часть операторов, разумеется, уйдет в подполье. Если же компании занимаются одной только IP-телефонией, им будет очень сложно работать", – заявил "Yтру" специалист по маркетингу сети "СИТЕК" Виталий Чернов.

Еще одним последствием вступления в действие "Правил" может стать тенденция к появлению своего рода "картельных сговоров" между наиболее крупными и сильными игроками рынка, c целью устранения мелких конкурентов и последующему повышению цен. Крупным компаниям будет значительно легче адаптироваться к предлагаемым нововведениям. Это, как пояснил нашему корреспонденту директор по развитию телекоммуникационной компании TEL Андрей Егоров, произойдет в случае, "если они (крупные компании) подпишут между собой соглашение об установлении не очень высоких цен по сравнению с другими поставщиками, не имеющими лицензии на дальнюю связь. В конечном же результате произойдет повышение стоимости услуг на рынке телефонной связи. Это вариант из того же Китая, когда несколько лет назад "Чайна-Телеком" запретила законодательно оказывать услуги связи многим коммерческим операторам IP-телефонии и сама подняла стоимость. Таким образом, за несколько месяцев рынок оказался существенно деформирован. Остались только самые крупные игроки. Возможно, такой сценарий будет и у нас", – считает эксперт.

Выбор читателей