Астрономы нашли галактику-призрак

Открытие, которое переворачивает наше представление о космосе, сделала международная группа ученых. Они обнаружили галактику без звезд. До этого считалось, что ничего подобного попросту не может быть

Фото: news.bbc.co.uk

Открытие, которое переворачивает наше представление о космосе, сделала международная группа астрономов. Она обнаружила галактику без звезд. До этого считалось, что ничего подобного просто не может быть.

Вообще-то, объект в скоплении Девы, находящийся на расстоянии около 50 млн световых лет от Земли, был обнаружен еще в 2000 году. Галактика была найдена после того, как радиотелескоп зарегистрировал радиацию, излучаемую водородом. Однако только сейчас, спустя 5 лет, астрономы созрели для того, чтобы заявить о своей находке. Столь долгую задержку они объясняют тем, что возникли серьезные сложности при наблюдении за областью, в которой было обнаружено скопление планет. "Если бы это была обычная галактика, она была бы довольна яркой и ее можно было бы без труда наблюдать даже в любительский телескоп", – говорит член группы Роберт Минчин. А так – пришлось выжидать и "прищуриваться".

Земля, расположенная довольно близко к Солнцу, не самое удобное место для наблюдения за темными уголками Вселенной. По образному выражению ученых, наблюдать за ними с нашей планеты – все равно что пытаться рассмотреть темную улицу из ярко освещенной комнаты. По словам профессора Кардиффского университета Майка Дисни, астрономы поняли, с чем имеют дело, только после того, как использовали знаменитый метод Шерлока Холмса: "Отбросить все невозможное и посмотреть на то, что осталось, – это должна быть истина, какой бы невероятной она ни казалась".

Галактика-призрак, которая весит в сотню миллионов раз больше Солнца, получила название VIRGOHI21. По словам ученых, таинственный объект вращается именно так, как и положено галактике. И это при том, что почти целиком состоит из темной материи, которую невозможно увидеть через телескоп, ее существование обнаруживается лишь при помощи косвенных измерений, например по излучаемым радиоволнам.

Надо сказать, астрономы и раньше находили галактики, которые, по предварительной информации, должны были состоять исключительно из темной материи. Однако позднее сверхмощные оптические телескопы позволяли обнаружить звезды. VIRGOHI21 – это первая космическая система, в которой нет ни одного светила.