Hubble помешал планам Буша и будет утоплен

Судьба орбитального телескопа Hubble практически решена. В проекте бюджета на 2006 г., который президент Буш представил Конгрессу, есть деньги только на то, чтобы утопить аппарат в океане.

Напомним, "сократить" престарелый телескоп было решено еще в начале прошлого года. Его принесли в жертву амбициозным планам Буша по освоению Луны и Марса. Ученые NASA пытались изыскать средства, чтобы продлить жизнь уникального проекта и вроде бы даже нашли. Политики и общественные деятели с этой же целью всячески давили на власти.

Однако в кабинетах околокосмических чиновников решили, что Hubble больше не нужен. Проект бюджета на будущий год, который вчера предъявил общественности Джордж Буш, выделяет на аппарат всего лишь $75 миллионов. Астрономы уже подсчитали: этих денег хватит только на то, чтобы послать к телескопу робота-"гробовщика", который подготовит его к затоплению. О ремонте, даже при помощи такого же робота, речи быть не может - и уж тем более не хватит финансов на то, чтобы послать к Hubble группу космонавтов.

По словам главы NASA Шона О'Кифа, управление телескопом и сбор его данных пока будут продолжаться. Однако в 2007 г. планируется убрать его с орбиты, а к 2013 г. - утопить где-нибудь в океане, как в свое время станцию "Мир".

Теоретически американские законодатели еще могут воспротивиться этому "приговору". Однако в бюджете-2006 и без него множество проблем. Даже вице-президент Дик Чейни признался, что "такого жесткого" законопроекта его администрация еще не подавала. В документе заложен рекордный дефицит в размере $427 млрд, сокращение расходов на 150 правительственных программ (в том числе и военных), уменьшение финансирования социальной сферы... Перечислять все "дыры" можно долго. Отдельные конгрессмены, правда, намерены бороться и за телескоп, но вряд ли можно рассчитывать, что его участь привлечет внимание всего Законодательного собрания. Тем более NASA в целом профинансировали вполне прилично, это только на Hubble не хватило денег.

Как известно, каждое третье астрономическое открытие последнего десятилетия сделано именно благодаря Hubble - этой уникальной "космической обсерватории". В числе прочего он помог обнаружить множество новых планет, звезд и галактик, измерить возраст Вселенной и открыть таинственный вид энергии, который заставляет объекты нашего пространства разлетаться все быстрее. Многие ученые полагали, что лучшие годы (и самые интересные находки!) у аппарата еще впереди.