"И в процессе представленья создается впечатленье..."

Говорящие и поющие куклы-автоматы, которыми восхищались наши предки, по сложности устройства не многим уступали современным устройствам, напичканным электроникой, а их изготовлениям занимались выдающиеся механики




В детстве у меня была удивительная игрушка. Не знаю, как она называлась на самом деле, но мы окрестили ее "Свадебным путешествием". Игрушка представляла собой кабриолет, в котором сидело два человечка: мужчина во фраке и девушка в свадебном платье и с фотоаппаратом в руках. Автомобиль ездил вперед и назад, объезжал препятствия, бибикал, мигал фарами... Через определенный отрезок времени машина останавливалась, и тогда невеста поворачивалась, поднимала фотоаппарат и щелкала затвором (да, еще и вспышка срабатывала). Тогда мне казалось, что эта детская забава – просто вершина "игрушечных" технологий. Стоили ли говорить, что в "Свадебное путешествие" играли не только мы, дети, но и родители?

Сегодня игрушки у деток еще более продвинутые. Недавно в одной семье нам демонстрировали японского игрушечного робота, который не только ходил, бегал, размахивал руками и танцевал, но и показывал приемчики кунг-фу, а также расставлял игрушки вдоль стены и поднимал с пола всякие мелкие вещички и складывал их в коробку. Родители мальчика, которому был куплен этот робот, веселились от души и строили планы покупки еще одной популярной игрушки – собаки-робота, которую производит фирма Sony.

Но вот что удивительно – различные говорящие и поющие куклы-автоматы, которыми тешились наши предки, по сложности устройства не многим уступали современным напичканным электроникой устройствам, а их изготовлением занимались такие выдающиеся деятели своего времени, как Леонардо да Винчи, астроном Региомонтанус, Альберт Великий... Случалось, для того, чтобы создать игрушку, мастера тратили целые годы, если не всю жизнь.

Некоторые из доживших до наших дней игрушек вызывают изумление и сейчас. Помню, как поразил меня механический соловей (кажется, XVIII века), который был выставлен в Политехническом музее. Он вертел головкой и хвостиком и пел совсем как настоящий. Однако были игрушки и помудреней соловья. Так, в свое время Альберт Великий создал механического человека, который умел отпирать дверь и кланяться входящим. Увы, этот поразительный автомат не сохранился – приятель Альберта Великого Фома Аквинский вдребезги разнес "человека" своей палкой, посчитав, что аппаратом движет "нечистая сила".

Астроном Региомонтанус изготовил два автомата: бегающую муху и орла, хлопающего крыльями и кивающего головой. Своим орлом-автоматом Региомонтанус приветствовал императора Максимилиана при его въезде в город Нюрнберг. Занимался "хитрой механикой" и Леонардо да Винчи. Находясь на службе у различных князей Италии, он делал для них ползающих черепах, слонов и поющих птиц.

Больше всего хитроумных игрушек было создано в XVII-XVIII веках. В 1613 г. в Германии был придуман автомат, который воспроизводил целую картину. Из скалы вылетал дракон, потом слышалось кукование кукушки и пение других птиц. На фоне этой "музыки природы" начинало вращаться водяное колесо, которое приводило в движение молот. Кроме того, на "картине" можно было видеть, как за станком сидит гончар, работая над горшком, точильщик точит нож, медленно выползает и прячется черепаха.

В XVIII в. созданием автоматов прославились Вокансон и отец и сын Дро. Француз Вокансон начал демонстрировать публике свои автоматы в 1838 году. Изобретатель разъезжал с ними по всей Европе, приезжал и в Россию. Обычно он показывал несколько игрушек: "флейтиста", "пастуха" и "утку". Выполненный в человеческий рост игрок на флейте сидел на ящике, где был скрыт механизм. Говорят, что особенно поражала публику физиономия и движения "музыканта", как бы старающегося очаровать своей игрой. Пружина приводила в действие девять свистков, которые при помощи барабана со штифтами попеременно замолкали или производили различный по силе и высоте свист; игра автомата сопровождалась движениями пальцев. Этот "флейтист" и поныне хранится в Венском музее. Очень интересным автоматом была "утка": она пила воду, крякала, двигала головой, крыльями, чистила перья, ела зерна и даже... какала. К сожалению, механическая чудо-утка погибла во время пожара в Нижнем Новгороде.

Не менее замечательными мастерами являлись современники Вокансона отец и сын Дро (большинство построенных ими автоматов сохранилось до наших дней). Например, Дро изобрели часы, которые отвечали боем, когда их спрашивали, который час. Секрет этих часов до сих пор не разгадан. Интересен также автомат, представляющий собаку у корзины с фруктами: стоило дотронуться до фруктов, как собака начинала лаять. Однако более всего прославились Дро двумя другими механизмами – "пианисткой" и "пишущим мальчиком". Первая не только играла, но и держала себя, как настоящая пианистка: перед началом игры она осматривала ноты, делала рукой некоторые предварительные движения, во время же самой игры ее глаза и голова следили по нотам. "Пишущий и рисующий мальчик" умел изобразить собачку и подписать под рисунком "мой Туту". Также он рисовал портреты Людовиков XV и XVI и Марии-Антуанетты.

Первым русским "автоматчиком" был, очевидно, некий Петр Высоцкий. В 1673 г. он устроил для Коломенского дворца "рыкающих и двигающихся львов", а на дворцовой башне – часы. Изготавливал часы и механик-самоучка Иван Кулибин. Часы Кулибина имели форму гусиного яйца. Каждый час растворялись маленькие двери, за которыми виднелся храм и в нем "гроб Христа", по сторонам которого стояли два стража-воина. Воины были сделаны из серебра. Через полминуты являлся в храм "ангел". Тогда камень от дверей отваливался, двери разрушались, стража падала ниц, и начиналось пение "Христос воскресе". В описании этих часов сказано, что в них имеется свыше 1000 различных частей.

К концу XIX в., когда появились первые автомобили и аэропланы, занимательные игрушки взрослым стали не интересны. А для детей начали выпускать более простые, но тоже забавные игрушки – говорящие куклы. Автором их, кстати, был Эдисон, который изобрел фонограф. Куклы эти умели петь песни и рассказывать сказки – нужно было лишь переменить валик.

Можно сказать, что технический процесс в известном смысле упростил игрушки. Во всяком случае, они уже перестали быть произведениями искусства, созданными руками механиков-одиночек.

Выбор читателей