Баку и Ереван не поделили коридор

У Азербайджана с Арменией появился новый повод для взаимных претензий. Хотя теоретически транспортные артерии должны объединять страны и народы, но к Баку и Еревану это, видимо, не относится




У Азербайджана с Арменией появился новый повод для взаимных претензий – международный транспортный коридор "Север – Юг". Точнее, сам МТК появился несколько ранее, в 2002 г., но армяно-азербайджанским яблоком раздора стал только сейчас. Хотя теоретически транспортные артерии должны не разделять, а объединять страны и народы, но к Баку и Еревану это, видимо, не относится.

Итак, в чем же суть дела? Межправительственное соглашение о создании МТК "Север – Юг" было подписано Россией, Индией и Ираном еще в сентябре 2000 г. и вступило в силу 16 мая 2002 года. Оно предусматривает поддержку тремя странами транзитного транспортного сообщения от Балтийского до Аравийского моря и индийских портов (через территорию РФ, Каспийское море, Иран и Персидский залив – по суше и по воде). Этот коридор сокращает время транспортировки грузов из Северной Европы в Южную Азию, как минимум, на 10 суток: путь морем через Суэцкий канал занимает 35 дней, а по МТК "Север-Юг" – 20-25. МТК рассчитан на перевалку 15-20 млн т грузов в год, однако оптимисты утверждают, что его грузооборот можно довести и до 100 млн тонн. Пока же его достижения гораздо скромнее: порядка 5 млн т грузов в год, правда, с перспективой уже к 2007 г. увеличить этот показатель до 20 млн т в год.

Естественно, транзит – это доход, и поэтому всегда находится немало желающих поучаствовать в неплохо зарекомендовавшем себя проекте. К нашему МТК уже присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман, Сирия и Таджикистан, на очереди – Болгария, Киргизия, Турция и Украина. Свой интерес к проекту выражает также Грузия.

Проект не только расширяется географически, но и развивается качественно. До сих пор его слабым звеном оставались российские порты на Каспии: по своей пропускной способности они почти в два раза уступали иранским, и, таким образом, коридор не мог работать в полную силу. Оно и не удивительно, ведь, скажем, в 2000-02 гг. в развитие своих портов Астрахань, Оля и Махачкала Россия вложила в общей сложности $29 млн, тогда как Иран вложил в свой порт Амирабад $40 млн, а Казахстан – $76 млн в развитие порта Актау. Однако с тех пор ситуация стала меняться в лучшую сторону. Ударными темпами проведена реконструкция (точнее, расширение) порта Махачкала, модернизируется порт Оля (до него также "дотянули" железную дорогу). Одним словом, Россия наверстывает упущенное.

Однако перевалка грузов в портах или даже погрузка товарных составов на паромы – вещи сами по себе малопривлекательные с экономической точки зрения. Ведь из Каспийского моря далеко не уплывешь, и конечно, хорошо бы по возможности обходиться вообще без его "услуг" при трансконтинентальном транзите. А такая возможность есть: вокруг Каспийского моря имеется немало железнодорожных путей, особенно к западу от него.

И вот в начале февраля с.г. состоялось второе заседание Комиссии по организации работы МТК "Север – Юг" на уровне глав железнодорожных администраций Азербайджана, Ирана и России. Стороны решили объединить свои железнодорожные пути, создав полностью сухопутный вариант коридора. Для этого уже есть предпосылки: летом прошлого года Россия достроила свою железнодорожную часть коридора (ветку от станции Яндыки до порта Оля). Теперь осталось только построить недостающие участки железной дороги на территории Азербайджана и Ирана. Для этих целей решено учредить трехсторонний консорциум.

В развитие азербайджанского участка, согласно предварительным оценкам, необходимо инвестировать $130 млн – чтобы построить ветку Ялама – Астара, протяженностью 511 км, до границы с Ираном. Ирану же потребуется модернизировать и частично достроить участок Астара – Решт – Казвин, менее протяженный, но зато гористый. Иранцы рассчитывают соорудить его за 4 года. В общем, перспективы у трехстороннего проекта хорошие: эксплуатация железнодорожного участка МТК "Север – Юг" позволит сократить время транспортировки грузов на 5-7 дней по сравнению с транспортировкой через Каспий. Ожидается, что в первый год функционирования этого отрезка по нему будет перевезено 5 млн т, а в дальнейшем – до 20 млн т в год. То есть, примерно столько же, сколько и через Каспийское море. А средства, вложенные в проект, окупятся в течение 3-х лет.

Вы спросите: при чем же тут Армения? Она, вроде бы, несколько в стороне находится: от Каспия ее отделает Азербайджан, а от России – Грузия. Это так, но и Армения не хочет остаться в стороне от транзитных коридоров, располагая вполне развитой для этого внутренней инфраструктурой. В ходе недавнего визита главы российского МИД Сергея Лаврова в Ереван премьер Андраник Маркарян заявил, что Армения "озабочена" новой железнодорожной веткой, которая свяжет Россию с Ираном через Азербайджан, "в условиях, когда на территории Армении реально существует железнодорожная инфраструктура, позволяющая связать все страны региона". В ответ на эту "озабоченность" Лавров заверил, что Россия в сфере транспорта "максимально учитывает интересы Армении и не предпримет шагов, которые бы навредили ей". И началось! Азербайджанские и армянские СМИ и эксперты стали наперебой обвинять противоположную сторону в попытках "оттеснить" своего оппонента от транспортного коридора. Особенно забавно эти обвинения звучат из уст азербайджанской стороны: как же это Армения сможет "оттеснить" Азербайджан от Каспия или "выдавить" его из железнодорожного проекта, уже согласованного тремя странами?

В Армении действительно есть железнодорожные пути, ведущие во все стороны, но практически со всех сторон они пока наталкиваются на политические препятствия. На юге и на востоке дорогу надежно перекрыл Азербайджан: железнодорожная ветка из Армении в Иран полегает через Нахичевань. Ясное дело, что Баку скорее согласится раскошелиться на новую дорогу, чем разблокирует ту, которая будет пролегать через Армению. На западе – Турция блокирует вторую трансграничную магистраль Армении (на Карс). А на севере находится Грузия, которая тоже не испытывает особой симпатии к Армении и стремится изолировать ее, как союзника России.

Поэтому, по всей видимости, к основному маршруту коридора "Север – Юг" Армения подключиться никак не сможет. Однако находиться в стороне – не обязательно означает оставаться в стороне. У Армении все-таки есть шансы поучаствовать в трансконтинентальном транзите: они связаны с боковым ответвлением коридора – на Запад, в ту же Европу. Но для их реализации нужно, чтобы была разблокирована граница с Турцией. Здесь шансов больше, чем в отношениях с Азербайджаном: Турция ведь тоже не прочь "пробить дорогу" в Каспийский регион, да и Евросоюз, куда она стремится, будет теперь давить на нее, чтобы она помирилась с армянами.

Однако Турция – это только полдела. Еревану во что бы то ни стало нужно добиться взаимопонимания в транспортной сфере с Тбилиси. Во-первых, через Грузию идут дороги в Россию, то есть, на "Север". Во-вторых, Грузия является основным кавказским компонентом коридора ТРАСЕКА ("Европа – Кавказ – Азия"), инициатором которого выступил ЕС. Поэтому у Грузии есть свой интерес и к проекту "Север – Юг": ведь она может предложить сомкнуть его с коридором "Запад – Восток". А Армения могла бы предложить ей свои железнодорожные пути в Турцию. Однако пока взаимопонимания между Ереваном и Тбилиси нет, Грузия разработала проект собственной железной дороги в Турцию. В конце января было подписано грузино-азербайджанско-турецкое соглашение о строительстве железнодорожной дороги Карс (Турция) – Ахалкалаки – Тбилиси. Параллельно маршруту железнодорожного полотна планируется проложить автомагистраль. Если этот проект будет реализован, то надобность в армянских железных дорогах отпадет вовсе.

Так что Еревану, чтобы подключиться к трансконтинентальному транзиту, нужно успеть договориться, как минимум, на двух фронтах: с Анкарой и с Тбилиси. Но лучше – еще и с Баку. Россия могла бы оказать в этом деле немалую поддержку своему стратегическому союзнику, но вместо этого она поддержала почему-то азербайджанский железнодорожный проект. Возможно, сказалось то, что 2005-й объявлен "годом Азербайджана в России"? Но ведь в "годах" у нас строгий паритет: этот же год является "годом России в Армении". На будущий год будет все наоборот: Россия поедет в Азербайджан, а Армения – в Россию. Может, тогда Армении повезет больше?

Выбор читателей