Брюс Уиллис поразмял старые кости

Если верно, что кино должно оцениваться по количеству чувств и мыслей, которые пробуждает в зрителе, то "Заложник" – одно из лучших. Веер чувств, от изумления до отвращения, и мысли самые разнообразные

Заложник (The Hostage)
США, 2005
Режиссер: Флорент Эмилио Сири
В ролях: Брюс Уиллис, Кевин Поллак, Бен Фостер, Джонатан Такер




Возле светлого города на берегу океана, в страшном темном лесу, где ветер кружит спиралью и туманы серые бродят, случится беда окаянная. И выйдет из того леса добрый молодец – со слезой на щеке, но со сталью в глазах, продубленный в боевиках, закаленный в комедиях, Брюс свет Уиллис.

И окажется на его пути простой трудяга Уолтер Смит (Кевин Поллак) – подпольный миллионер, бухгалтер плохих ребят, с двумя несмышлеными детками, в доме-крепости. И два брата-хоббита, хороший и плохой (хороший миловиден, плохой некрасив), с третьим, по имени Марс (Бен Фостер) – то ли Вороном, то ли кошмаром с улицы Вязов. Террористов в Америке больше бояться не стоит, Годзиллу давно победили, теперь нет никого страшнее подростков с оружием, которое им не игрушка.

Заиграются детишки, и придется Джеффу идти туда, куда ходу нет, искать то, незнамо что, незнамо для кого. По одной дороге пойдешь – заложников не спасешь, по другой – своих родных потеряешь. Но не таков наш Брюс-победитель, везде поспеет. И если сунется салага-сержант ("Шеф, что с вами?"), ничего не ответит герой, только так посмотрит, что сразу ясно – Чапай думать будет. И придумает, и спасет; у злодея кончится батарейка, и огонь пожрет того, кто его породил, но в последний момент глаза девочки в библейском платке простят его и оплачут.

Если верно, что кино должно оцениваться по количеству чувств и мыслей, которые пробуждает в зрителе, то "Заложник" – одно из лучших. Веер чувств, от изумления до отвращения, и мысли самые разнообразные: что Брюс Уиллис и сценарист второго "Крепкого орешка" Даг Ричардсон решили поразмять старые кости в ожидании четвертой серии, грядущей в 2006 году. Для разминки взяли роман Роберта Крэйса, второй из саги про шефа полиции Джеффа Тэлли. Тэлли был "главным переговорщиком" Лос-Анджелеса, но не справился с заданием, погубил заложника, и теперь – нет карьеры, почти нет семьи и только мальчики кровавые в глазах.

Кстати вспоминается старый юмористический монолог о том, что на самом деле думают актеры, произнося высокопарные речи со сцены. Вслух: "А ты как думаешь, мы разведемся?". Про себя: "Что-то у меня гастрит разыгрался". Партнеру: "Никому не нужно, чтобы в доме заговорили стволы!". Себе: "А Иван Иваныч против меня интригует. Нехорошо". И – зырк! Вот так и Уиллис, который, кажется, и в 80 лет бодрячком выбежит с серьезным лицом спасать мир – привычка!

Зритель же – не более чем заложник в этом мире, где его ведут от сцены к сцене на уровне рефлексов, как собаку Павлова. Зрелище отвратительное, но интересное обнаженностью приема: все на виду, никто и не пытается скрыть, как это сделано, из какой поэзии растет подобный сор, которому стыд уж точно неведом. Все мифы: о храбром герое, который хоть и плачет, зато никогда не моргает, о всесильном ФБР и его темных делишках, о принципе "око за око" и об удивительно дешевой и надежной сотовой связи – все собрали, ничем не побрезговали. И все это бурлит и тикает – так же громко, как часы на руке Главного Плохого Парня. Кажется, что, как в "Бриллиантовой руке", мы узнаем "шефа" по этим часам, но нет – сюрприз, сюрприз – "шеф" оставлен на вторую серию.

Зато сразу видна рука режиссера "Осиного гнезда" и заявленных "Багровых рек-3" Флорента Эмилио Сири – в новомодных французских гиньолях тоже любят христианские образы приплести, и брутальность настоящая, в какую еще только в Европе верят.

За последний же фееричный кадр Сири можно простить все: из цветного он обращается в черно-белый, съезжает вниз как ненужная декорация, и за ним вырастает красно-кровавое нечто. Лучшего резюме "Заложнику" и не придумать.

Выбор читателей