Белая магия свадебных покрывал

В экспозицию выставки "Непотерянный рай. Старинные вышивки Средней Азии" в Государственном музее Востока вошло 50 больших и 200 маленьких вышивок, исполненных в начале XIX века


Фото: news.antiq.info



В эпоху развитых технологий народное искусство быстро приходит в упадок и просто вымирает. Если картина итальянского мастера эпохи Возрождения еще может заставить нас оторваться от компьютера, то резная мебель и деревенские вышивки практически не имеют никаких шансов. А зря. Потому что по уровню мастерства и богатству фантазии лучшие образцы народного творчества не уступают шедеврам прославленных художников. Выставка "Непотерянный рай. Старинные вышивки Средней Азии" в Государственном музее Востока посвящена одному из старинных восточных народных промыслов. В экспозицию выставки вошло 50 больших и 200 маленьких вышивок, исполненных в начале XIX века.

Среднеазиатские женщины вышивали с незапамятных времен, но именно в XIX столетии вышивка стала там одним из самых развитых, популярных и процветающих видов народного искусства. В земледельческих районах Туркестана и Бухары получило распространение искусство крупной декоративной вышивки. В горах Таджикистана мастерицы украшали одежду вышитыми узорами. Кочующие в степях скотоводы создавали удивительные по красоте вышивки, предназначавшиеся для убранства юрты, расшивали шелками головные уборы.

Но самой ответственной и почетной работой восточной женщины считалось изготовление свадебного покрывала сюзани, что в переводе с персидского означает "шитые иглой". Работа над таким покрывалом занимала не один год, и заботливая мамаша придумывала свадебный узор задолго до того, как дочь достигала брачного возраста. Чаще всего сюзани представляет собой символическую картину цветущего сада. Однако в недрах роскошного орнамента нередко скрываются магические символы и пожелания: гранат – для плодовитости, ножи – от дурного глаза, перец – злые духи мимо пройдут, светильник – очищение от зла, птица – на счастье. В каждом районе существовали свои узоры и вышивальные швы. Например, гигантские сюзани из Шахрисабза, не имеющие и миллиметра свободного фона, испещрены мельчайшими крестиками. А цветы на бухарских простынях – джойпушах, словно ювелирной филигранью, выложены цепочкой особого тамбурного шва.

Но не только родительское тщеславие заставляло женщин проводить целые дни с иглой в руках. Считалось, что правильно сделанное покрывало убережет от злых духов или сглаза. Правда для того, чтобы волшебство подействовало, следовало придерживаться определенных правил. Например, брать для работы исключительно белую домотканую материю из хлопка – только такая ткань считалась ритуально чистой и угодной Аллаху. Кроме узоров, наполненных древней магией, мастерицы и другими способами пытались увеличить волшебную силу вещи. Накануне свадьбы, чтобы закончить к сроку приданое, в доме невесты собирались соседки и родственницы для совместной работы, напоминавшей ритуал. Читали Коран. Шитье торжественно начинала всеми уважаемая многодетная мать.

Несмотря на обилие умелых мастериц, на готовых покрывалах часто встречается небольшой брачок: прорисованный мотив как будто случайно забыли расшить. На самом же деле хитроумные вышивальщицы умышленно допускали оплошность, загадывая про себя: чтобы хвалили, да знали меру; пусть недобрый глаз споткнется о недочет, а счастье молодоженов никогда не закончится, как осталось незавершенным их свадебное покрывало. После свадьбы самое лучшее сюзани украшало комнату молодых.

Как известно, едва только вера в чудесную силу народного искусства иссякает, оно приходит в упадок. Зачем современному человеку столько сил тратить, занимаясь трудоемкой ручной работой, когда можно купить готовые красивые вещи? Кто всерьез доверится первобытной магии вышитых узоров? Но старинные сюзани, сохраненные в музеях, манят своей удивительной красотой, завлекая блаженством "вечных садов, где внизу текут реки", завораживают и будят к творчеству. Эти вышивки служат образцами для сегодняшних мастериц в Узбекистане и Таджикистане, Казахстане, Киргизии и Туркмении, пытающихся возродить народное искусство, приблизиться к его былому совершенству.

Выбор читателей