Кто "заказал" Чубайса

Общая нелюбовь к главе РАО ЕЭС делает поиск заказчиков вчерашнего покушения посредством элементарной логики занятием чрезвычайно утомительным. За покушением может стоять каждый второй




Весь массив версий вчерашнего покушения на Анатолия Чубайса, выброшенный в информационное пространство, можно смело делить на несколько категорий. К одной следует отнести те, что в принципе отрицают сам факт покушения. Так, политолог Глеб Павловский заявил в интервью "Независимой газете", что произошедшее следует расценивать скорее имитационным терактом. Вполне успешным, если считать что цель его – ажиотаж и те панические комментарии, которые неминуемо последуют. Главная задача инсценировки, утверждает политолог, – бросить тень на власть (ведь покушение произошло в охраняемой зоне правительственной трассы) и на политических противников самого Чубайса. Единственное, чего не берется сказать Павловский, – участвовал ли в этой инсценировке сам Чубайс; просто отмечает, что ходить с автоматом на бронированный автомобиль – дело в принципе бесперспективное.

Среди тех, кто воспринимает случившееся всерьез, конкурируют две версии – экономическая и политическая. И в той и в другой области Чубайс насолил многим, так что местами версии сливаются: например, в распространенном вчера заявлении президента Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадия Вольского отмечается, что это покушение не только на государственного чиновника высокого ранга, но и напоминание всем бизнесменам о том, что проявлять предпринимательскую инициативу в стране по-прежнему является делом опасным. "Надо отчетливо понимать, что сегодняшнее событие – не частный случай, касающийся отдельной персоны и конкретной компании. Это удар, направленный по предпринимательству России в целом", – отмечает глава РСПП.

Единого мнения по поводу того, кто же оказался под ударом: Чубайс-политик или Чубайс-предприниматель, нет даже у единомышленников главного энергетика. Лидер партии "Наш выбор" Ирина Хакамада связывает покушение с экономическими "процессами, которые происходят при переделе собственности акционеров при приватизации части компании РАО ЕЭС". Причину, считает Хакамада, следует искать именно там: "Чубайс фактически объявил о том, что готов уйти из политики, тем более его партия проиграла выборы", – считает она. Действительно, в последнее время председатель политсовета СПС крайне редко участвует в партийных мероприятиях. Однако, судя по всему, деньги на финансирование правых сил выделяет исправно – в отличие от "Яблока", в СПС не бедствуют. Кроме того, как раз сейчас на горизонте СПС появился весьма приемлемый кандидат на должность официального лидера, он же – вполне перспективный кандидат в президенты образца 2008 года. Речь идет, разумеется, о экс-премьере Михаиле Касьянове, в поддержку которого Чубайс в последнее время сделал несколько заявлений в СМИ. Назначение Касьянова официальным лицом партии – дело ближайшего политсовета СПС. Но в состоянии ли тандем Чубайс – Касьянов настолько испугать конкурентов?

Есть люди, который в этом убеждены. "Для меня совершенно очевидно, что попытка покушения на его жизнь носит политический характер и это не связано с проводящимся реформированием РАО "ЕЭС России", – заявил член политсовета СПС и советник украинского президента Борис Немцов. Примечательно, что даже те из коллег Чубайса по партии, которые (как, например, Леонид Гозман) признаются в наличии конкретных подозреваемых, не спешат обнародовать свои версии вслух. "Мы не можем назвать имена непосредственных заказчиков и исполнителей преступления, но прекрасно понимаем, каким силам в нашей стране мешает Анатолий Чубайс", – говорится в официальном заявлении СПС. Но в общем и целом "Союз правых сил" расценивает покушение на жизнь Анатолия Чубайса "как политическое преступление".

Впрочем, следует прислушаться к профессионалам: бывший директор Федеральной службы безопасности России Николай Ковалев, сегодня возглавляющий комитет Госдумы по делам ветеранов, отвергает политическую версию. "В постсоветской России практически не было ни одного политического покушения. В основном, все покушения – 99,9% – были связаны с финансами, с деньгами", – резонно замечает он. И предлагает искать заказчиков среди руководства энергетических комплексов. Ковалев отметает версию инсценировки "как несущественную", поскольку элементы подготовки невозможно скрыть. "Когда готовится инсценировка, это становится понятно и ясно абсолютно всем", – считает бывший чекист. Однако не исключает, что Чубайса хотели не столько убить, сколько запугать. Той же точки зрения придерживается политолог Сергей Митрофанов. "Это либо неудачное покушение, либо удачное предупреждение, но не инсценировка", – поделился он с "Yтром". – Выгоду из этого происшествия могут извлечь лишь те, кто мыслит большими циклами: предугадать последствия довольно сложно. На мой взгляд, бизнес сейчас задумывается о серьезной замене Владимиру Путину. Сценарий "розовой революции" запускается из Вашингтона. Кто это понимает, тот присоединяется".

Так что приходится признать, что общая нелюбовь к Чубайсу делает поиск заказчиков вчерашнего покушения посредством элементарной логики занятием чрезвычайно утомительным. Тем более в современной России, где большие деньги давно уже делаются посредством большой политики.

Выбор читателей