Моби выстроил собственный "Отель"

Из песен и слов можно связать не только плот. Вот Moby, например, материала хватило на "Отель", да не простой, а построенный сразу в двух параллельных измерениях




Moby – "Hotel" (2005)
Представлять Моби, пионера downtempo и одного из самых загадочных электронных интеллектуалов, нет необходимости – одной только композицией "Porcelain" он обеспечил себе место в истории и сердцах ценителей хорошей музыки. Поэтому лучше сразу рассказать о его новой работе, пятой по счету. На этот раз Моби выстроил свой собственный "Отель": музыкант задался целью исследовать тему странной, иногда парадоксальной сочетаемости приватных и публичных элементов жизни – тех, которые может наблюдать любой путешественник в любой точке мира. Музыкально же "Hotel" представляется как некая ностальгия по "нововолновой" сцене и гитарной музыке 80-х, на которых, собственно, Моби и воспитался как музыкант, да и просто как человек... Это отчетливо видно на первом же треке "Lift Me Up", наполненном настоящей рокерской энергией, для полноты электрозвучания обрамленной мощными синтезаторными риффами. Моби не был бы собой, если бы не использовал новейшие технологии звукообразования, сочетая их с живыми гитарами, – что так же здорово работает на композициях вроде "Beautiful" и "Spiders". Стоит отметить и гипнотическую кавер-версию "Temptation" от New Order. Как при реконструкции старинных отелей зачастую остается лишь исторический фасад (все остальное занимают новые технологии) – так и "Hotel" словно выстроен в двух параллельных измерениях: одно заключает в себе "исторический" звук живого рок-бэнда, другое преисполнено электронного эмбиента. Ну а умением органично связать эти составляющие воедино Моби славился и раньше.
(****)


M83 – "Before the Dawn Heals Us" (2004)
В списке любимых исполнителей французского электронщика Энтони Гонзалеса (который, собственно, и есть главный "M83") – Брайан Ино, Smashing Pumpkins, Cocteau Twins, Suicide – компания пестрая и разноформатная, но некоторое представление о направленности творчества самого Гонзалеса все же дающая. Также легко усмотреть в его музыке отголоски размашистых опусов Вангелиса (временами доходящих до занудства, присущего немецким ретро-авангардистам Can). Еще, конечно, напрашиваются сравнения с Mogwai – хотя и они были далеко не первыми, кому в голову пришла мысль из художественных всхлипов примитивных "космических" синтезаторов, "эльфийских" хоров и психоделического гитарного нойза конструировать эпические звуковые ландшафты и бесцеремонно уволакивать на их необъятные электронные просторы слушателей, замученных сумасшедшей гонкой жизни среди унылых урбанистических пейзажей, – даря им непередаваемое ощущение легкости и свободы. Не случайно, наверное, в качестве названия для проекта был взят номер одной из Галактик – как изначально еще один намек на бесконечность...
(****)


Amos Lee – "Amos Lee" (2005)
В активе уроженца Филадельфии, автора-исполнителя Эймоса Ли – достаточно продолжительный тур совместно с Норой Джонс, нынче пребывающей в ранге джазовой суперстар. Теперь вот мистер Ли отважился и на собственный альбом (в котором Нора, в свою очередь, приняла небольшое гостевое участие). Первые песенные опусы Эймос пробовал сочинять еще в середине 90-х, во время учебы в Университете Южной Каролины, а потом некоторое время совмещал занятия музыкой с каторжным трудом учителя начальной школы (повторяя тем самым путь Гордона Самнера или Марка Нофлера). В итоге музыка взяла верх; будут ли успехи Эймоса на этом поприще столь же значимыми, как и у упомянутых коллег – покажет время. По признанию самого музыканта, творить он начал под впечатлением лирических баллад Нейла Янга и Джеймса Тейлора; пока же его музыка – смесь фолка, соула и блюза – напоминает душевные акустические посиделки в компании Джона Фогерти, Лео Сейера и Эрика Клэптона. Аналогии с последним особенно сильны в композиции "Seen It All Before", звучащей почти парафразом известной "Knocking At Heaven's Door".
(****)


Richie Kotzen – "Get Up" (2004)
Вопрос: не Ричи Блэкмор, не Николо Котцев, но тоже гитарист-виртуоз, популярный у себя на родине и – особенно – в Стране восходящего солнца? Ответ: Ричи Котцен, бывший участник Poison и Mr.Big, автор нескольких сольных работ, стили которых простираются от соул и прихардованного фанка и модерн-блюза ("Bi-Polar Blues") до крепкой смеси харда, AOR и типично американского гитарного поп-рока (как, например, предыдущая работа мультиинструменталиста "Change"). Короче говоря, "от скуки – на все руки". Данная пластинка, по словам Котцена, создана под влиянием британских блюз-рокеров Free (вероятнее, все же, Bad Companyавт.), Cream и ранних записей Van Halen. Великолепная гитарная техника, вокал тоже вполне удовлетворительный; сыграно все и спродюсировано просто шикарно – Ричи, будучи владельцем собственной студии "Headroom-Inc" в Калифорнии, особо во времени был не стеснен. Единственное "но": занимаясь перформансом пластинки практически в одиночку, мистер Котцен стал заложником собственного образа музыкального мышления – несколько первых треков идут на ура, но чем дальше, тем более эта музыка приедается. Поэтому продолжительность диска в духе начала 70-х (что-то около 40 минут) – еще одно, последнее его достоинство.
(***)


The Married Monk – "The Belgian Kick" (2004)
"Женатый Монах" – это такой французский "типа юмор" (группа как раз оттуда). Ребята очень иронично – не в бровь, а в глаз – пародируют клубную алкогольно-кокаиновую атмосферу 70-х годов. Они поют про секс, насилие, наркотики, любовь и декаданс – но не с агрессией, присущей подобным темам, а с убийственно спокойным и самодовольным расположением духа человека, который уже "принял"... В поэзии ощущается влияние Сержа Гензбура; в записи диска принял участие не кто-нибудь, а сам "хрустальный принц" Ян Тирсен. Итог: все очень тонко и изящно. Но только не ждите проникновенного грассирования с интимными интонациями: вокалист Кристиан Кермале поет на английском. При этом он не прикрывается какой-либо творческой идеологией, а честно признает, что надеется за счет этого расширить аудиторию. И еще на обложке приводится такой совет: чтобы ощутить всю полноту удовольствия от прослушивания, диск рекомендуется крутить на максимальной громкости.
(***)

Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1-3), "CD-Maximum" (4) и концерном "Группа Союз" (5).

Выбор читателей