Мышей излечили от аллергии на кошек

Ученые создали молекулу-химеру, которая учит иммунную систему не обращать внимания на кошачий аллерген. Новинку, которая может сделать счастливыми миллионы любителей мусек и васек, успешно испробовали на мышах

Американские ученые существенно продвинулись в лечении аллергии на кошек. Были проведены успешные эксперименты с человеческой кровью, а затем – поставлены опыты на мышах. Работа сотрудников Калифорнийского университета, результаты которой опубликованы в журнале Nature Medicine, велась под руководством Эндрю Саксона. Разработанное его группой лекарство блокирует выработку гистамина, который служит причиной раздражающих симптомов – чихания, зуда, выделения слез, трудностей с дыханием и астмы.

Любая аллергия – это неправильная реакция иммунной системы на безвредные вещества. На борьбу с "пришельцами" направляются антитела под названием иммуноглобулины, которые в свою очередь запускают выработку гистамина. В здоровом организме это случается только при попадании действительно опасных объектов – бактерий и т.д. Но у аллергиков иммунная система слишком бдительна и встречает в штыки совершенно безобидные субстанции, например, специфический "кошачий" белок Fel d1. А больной мучится чиханием и кашлем и не может даже находиться с котами в одной комнате, не говоря уже о том, чтобы погладить.

Чтобы вылечить болезнь, биологи решили понемногу учить организм не бояться кошек. Они вырастили молекулу-"химеру", которая объединяет человеческий и кошачий белки. На одном конце гибрида находится Fel d1, а на другом – часть человеческого антитела, тормозящего иммунную систему. Когда такая молекула попадает в организм, защитные механизмы объявляют ей войну и выбрасывают антитела, запускающие выработку гистамина. Но антитело-"тормоз" сразу же останавливает процесс, и мучительные симптомы так и не успевают возникнуть.

Первые опыты были проведены с кровью, которую сдали аллергики: эффективность терапии достигала 90%. Дальше исследователи взялись за мышей: методами генной инженерии у грызунов вырастили человеческие рецепторы, вызывающие аллергические реакции, а потом успешно вылечили. Уже через месяц, учуяв запах кошки, мыши вели себя точно так же, как здоровые особи (надо полагать, искали норку, чтобы спрятаться).

"Этот новаторский подход к лечению аллергии на кошек – ободряющая новость для миллионов американцев. Более того, результаты доказывают возможность использовать подход для лечения аллергической реакции на пищу", – говорит Энтони Фоси, директор Института аллергии и инфекционных болезней, финансировавшего работу.

Отметим, что американская компания Allerca Inc подходит к проблеме с другой стороны – работает над выведением гипоаллергенной кошки. Специалисты фирмы хотят изъять у животных ген, из-за которого вырабатывается злополучный белок Fel d1. Предполагается, что первые образцы безвредной домашней животинки любители кошек смогут приобрести уже в 2007 г., а срок появления лекарства с гибридной молекулой еще даже не назван.