Оборотни в погонах по-французски

Две звезды французского экрана, Даниэль Отей и Жерар Депардье, играют "хорошего" и "плохого" фликов, чтобы заставить зрителя признаться в любви к героям и поверить в рассказанную историю

36, набережная Орфевр (36 Quai des Orfevres)
Франция, 2004
Режиссер: Оливье Маршал
В ролях: Даниэль Отей, Жерар Депардье, Андре Дюссолье, Валерия Голино




Адрес "36, набережная Орфевр" (или Ювелиров) в Париже – легендарное местоположение здания полицейского управления. Герои французской "Петровки, 38" ходят в фирменных плащах и ездят на всегда блестящих машинах, моторы которых рычат как затаившие злобу бандиты.

Сотрудник антитеррористического отряда Оливье Маршал начал писать сценарии для телевидения еще в середине 70-х, десять лет спустя стал сниматься, а в 2002 г. поставил первый фильм – "Гангстеров" с Анн Парийо. Во второй картине он соединил две громкие истории, случившиеся на Набережной Ювелиров в середине 80-х: дело "оборотней в погонах", из-за которого пострадал его невиновный друг, и неудачную операцию по поимке крупной банды, сорвавшуюся из-за излишней прыти одного из начальников.

Две звезды французского экрана, Даниэль Отей и Жерар Депардье, играют в фильме в "хорошего полицейского" и "плохого полицейского", чтобы заставить зрителя признаться в любви к героям и вере в рассказанную историю. Хороший (Отей) имеет красавицу жену (Валерия Голино, в заметной роли впервые после "Горячих голов") и дочку, дружит с бывшими проститутками и преступниками и плачет в первом же кадре. Плохой (Депардье) имеет менее красивую жену, много пьет, плохо обращается с подчиненными и осведомителями и почти плачет в последнем кадре. Их разделяет бывшая дружба, женщина и кресло начальника полиции, и порой они смахивают на двух флегматичных псов, которые лают друг на друга только по привычке. Возмездие, неотвратимое или случайное, ждет всех – и того, кто для торжества закона пользуется незаконными методами, и того, кто идет по головам, чтобы выслужиться.

"36, набережная Орфевр" был вдохновлен эпохой "полицейских фильмов", которая началась в 50-е и затихла только к 80-м – когда немало знаменитых сценаристов были отсидевшими преступниками, принесшими в кино мрачность тюремных коридоров, суровость мира бандитов и настоящий язык улиц. В одной из сцен в баре Маршал даже опирался на вполне конкретную сцену из "Красного круга" Жана-Пьера Мельвилля между Аленом Делоном и Джаном-Марией Волонте.

Хотя ветераны стареют и по крышам прыгают уже не они, жанр "полицейского фильма" возрождается в новом тысячелетии. Маршал больше интересуется не трюками (как "13 район" Люка Бессона – Пьера Мореля) или психологией (как "Ни за ни против" Седрика Клапиша), а этикой своей бывшей профессии, тяжеловесно и скучно разыгрывая историю о том, что слуги закона – те же люди, хотя и платят им за то, чтоб они были лучше остальных. Он слишком много знает "из первых рук" и, как полицейский, наконец-то решивший рассказать жене о своей работе, то упрощает, то сгущает краски. И хотя "36, набережная Орфевр" номинировался на 8 премий "Сезар", фильму не досталось ни одной награды – ни за лучшую режиссуру, ни за сценарий, ни за монтаж или звук; проиграл даже Отей, воплотивший на экране "Монте-Кристо с жетоном".

Выбор читателей