Монетизация лишит россиян донорской крови

Отмена льгот ударила не только по пенсионерам и инвалидам. Отразиться на любом из российских граждан она может внезапно, в самый критический момент, когда дорога каждая минута




Монетизация льгот добавила головной боли не только пенсионерам, ветеранам и инвалидам, и так не избалованным хорошей жизнью. Отразиться на любом из российских граждан она может внезапно, в самый критический момент, когда дорога каждая минута. Дело в том, что нововведение касается группы людей, число которых, к сожалению, не перестает уменьшаться с каждым годом. Речь идет о донорах.

Закон 1993 г. предоставлял почетным донорам России массу льгот. Это бесплатное изготовление зубов, 50%-ная скидка при оплате ЖКХ, бесплатный проезд в городском транспорте и по внутриобластным маршрутам, путевки в санатории, а также ежегодный отпуск в любое удобное время. Правда, чтобы стать почетным донором, нужно было уже сдать кровь не 25, как при СССР, а 40 раз в год, сообщают "Новые Известия".

Помучившись однажды и заполучив удостоверение почетного донора, граждане могли до конца жизни обеспечить себе массу привилегий. Из-за этого в 2002 г. доля безвозмездных доноров, то есть тех, кто работает исключительно ради льгот, составляла 87%.

Однако с нового года вместо пакета льгот почетным донорам России предусмотрена денежная выплата, равная 6 тыс. рублей. Эти деньги перечисляются единовременно один раз в год.

Заведующий отделением Рыбинской станции переливания крови Алексей Якушкин отмечает, что теперь ситуация в небольших городках складывается просто критическая. "Получается, что доноры отдают кровь в долг, сами в течение года платят за коммунальные услуги, ЖКХ и проезд, а потом неделями маются, оформляя и переоформляя документы, чтобы получить положенную по закону денежную компенсацию, – рассказал он. – Многие говорят, что не готовы выхаживать по 40–50 раз на станцию переливания крови только для того, чтобы получить мизерную прибавку в 6 тыс. рублей. Ведь это получается 500 руб. в месяц. Не выгодно. Люди заняли выжидательную позицию. Естественно, число доноров сокращается".

Катастрофически сокращается оно и в целом по стране. По данным коллегии Минздрава России, в 1985 г. общее число доноров составляло 5,6 млн человек. Через 10 лет, в 1995 г., – 2,9 миллиона. А к 2002 г. уменьшилось до 2 миллионов.

При этом потребности здравоохранения в крови и плазме постоянно растут. Многие клиники получают современное оборудование, улучшается квалификация врачей, вместе с тем увеличивается количество сложных операций. И в России образовался настоящий дефицит крови. По словам экспертов, потребности в крови в стране удовлетворяются только на 50%.

По данным коллегии Российской академии медицинских наук, для стабильной работы здравоохранения необходимо иметь 40–60 доноров на 1 тыс. человек. В России же эту самую тысячу обеспечивают кровью в среднем лишь 14 добровольцев. Некоторые серьезные клиники даже вынуждены задерживать сложные операции неделями, пока в распоряжении врачей не появится необходимый запас крови.

Надо сказать, что лечебные учреждения готовы платить хорошие деньги за кровь, чтобы удовлетворить своих клиентов. Поэтому появилось много коммерсантов, делающих бизнес на крови в буквальном смысле этого слова. По данным Минздрава РФ, деятельность их нелегальна. Коммерсанты прикрываются лицензиями о фармацевтической деятельности, какие имеются у обычных аптек. Однако кровь не является чисто фармакологическим препаратом.

При этом в погоне за наживой они отправляются в российскую глубинку и о качестве добываемого продукта, естественно, заботятся меньше всего. Их волнует, скорее, количество. Заплатив селянам по 100 руб. за разовую дозу – 390 мл, такие коммерсанты потом продают кровь в клиники крупных городов по $40–50.

А в провинции, жители которой крепким здоровьем и высоким благосостоянием не отличаются, существует немало доноров-хитрецов, предпочитающих свои болячки скрыть.

В результате все оканчивается трагически для тех, кто ждет от доноров спасения. Специалист Центра крови Павел Райзман рассказал изданию, как в Тульской области по заказу посреднической конторы местная станция проводила заборы крови у наркоманов. Многих из них можно было легко выявить по внешним признакам, но сделано этого не было. В итоге кровь поступила в Москву, и при проведении операции молодая девушка была заражена СПИДом. Она чудом осталась жива после автомобильной катастрофы, но при проведении операции врачи перелили ей инфицированную кровь.

Выбор читателей