Брак в конце тоннеля

В последние годы столица нашей страны превратилась в настоящий полигон великих строек. И лишь одна деталь омрачает радость: все чаще вокруг московских строек вспыхивают скандалы




В последние годы столица нашей страны превратилась в настоящий полигон великих строек: сносятся старые гостиницы, возводятся новые высотки, прокладываются суперавтострады... Город бурлит, преображается на глазах, силуэты башенных кранов стали его визитной карточкой. Короче, жизнь бьет ключом, и почему бы не радоваться экономическому буму, который разразился в самом сердце России? Вот только одна деталька мешает этой радости: все чаще вокруг великих московских строек вспыхивают великие скандалы...

Когда в городе шла эпопея со строительством Третьего транспортного кольца (ТТК), столичные власти столкнулись с неприятной проблемой: сметная стоимость строительства последнего звена ТТК - Лефортовского тоннеля – достигла астрономической цифры в $1 миллиард. Ничего с этим не поделаешь, проложить огромный подземный путепровод в историческом районе Москвы – задача не из дешевых. Был устроен тендер, в котором участвовали несколько компаний. В результате цена тоннеля поползла вниз. Среди подрядчиков начался ажиотаж: как ни крути, а лефортовский заказ - это очень лакомый кусочек. И в разгар торгов на сцене объявляется малоизвестная компания ООО "НПО "Космос", которая неожиданно для всех предложила самую низкую цифру и стала фаворитом тендера.

Получив почетный заказ, "Космос" принялся за работу. Правда, на строительство тоннеля были брошены самые разношерстные бригады, никогда не имевшие дела с такими сложными сооружениями. Впрочем, по-другому и не могло быть: НПО "Космос" всего лишь подрядчик, который удачливо выиграл тендер. А кого будет нанимать подрядчик для реализации этого тендера, уже никакой заказчик проконтролировать не в силах.

По плану сооружение собирались сдать в эксплуатацию в сентябре 2003 года. Не получилось. На горизонте замаячили новогодние торжества, к которым так любят у нас сдавать новые объекты, и на стройке началась штурмовщина. Окончательно тоннель был открыт лишь в феврале. Радости московских автомобилистов не было предела: город уже который год задыхался без такой мощной развязки, как ТТК. Но радость была недолгой – уже в мае 2004 г. тоннель от Красноказарменной набережной до шоссе Энтузиастов закрыли на доработку. Поползли недоделки, которые не могли не возникнуть в условиях аврала и случайных кадров. Тоннель постоянно заливало водой, пучило асфальт, проложенный наспех во время морозов. "Латали" тоннель, правда, уже совсем другие строители. Ведь "Космос" свое дело сделал – бюджет освоен, объект сдан, какие к нему претензии?

Следующее явление "Космоса" произошло на очередной гигантской стройке – восстановлении сгоревшего в 2004 г. здания Манежа. Тут уж совсем загадочная история произошла. Вначале конкурс на реставрацию Манежа выиграло ОАО "Горнопроходческих работ №1", затем непонятно как генеральным подрядчиком по реставрации стал НПО "Космос", который вроде бы предложил еще меньшую цену. Ориентировочная сметная стоимость строительства составила $36 миллионов.

Вроде бы все правильно – кто цену меньше дал, тот и выиграл. Однако через некоторое время заказчик стал замечать в работе подрядчика некоторые странности.

Во время проверки объекта Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора сделала заключение: генпроектировщик по реставрации НПО "Космос" не справляется с созданием температурного режима, необходимого для отделочных работ в тепляках на фасаде. "Космосу" указали на недоделки, которые грозили скорым отслоением штукатурки. Исправлений не последовало. Более того, НПО постоянно срывало сроки проведения работ. К примеру, до 1 января нынешнего года "Космос" должен был завершить оштукатуривание внутренних стен со стороны Моховой улицы. Однако сам подрядчик запросил передвинуть срок на 10 февраля.

Из выступления первого заместителя руководителя Департамента градостроительства г. Москвы Александра Левченко: "…Генподрядчику по реставрации НПО "Космос" вновь были адресованы слова претензий по качеству и срокам работ. Недавно Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы обязала "Космос" обеспечить устранение многочисленных замечаний. На совещании прозвучало мнение представителя ИГАСНа, что рвения исправить ситуацию со стороны генподрядчика по реставрации не проявляется. Наоборот, заявляется, что трещин по фасаду не избежать в любом случае…"

Говоря об огрунтовке фасада Манежа со стороны Моховой ул., Левченко заметил, что выполненный объем составил не более 40%. ООО "Космос-тоннель" отчиталось об установке опалубки наклонного карниза и его бетонировании. При этом "Космос-тоннель" сослался на недофинансирование со стороны головного предприятия НПО "Космос". Это притом, что сам генподрядчик получил деньги сполна.

Уже тогда стало заметно, что "Космос" старался экономить на всем. Левченко отметил, что строителей на объекте меньше, чем требовалось, и сами они специалисты, мягко говоря, не самого высокого качества. Основной контингент составляли гастарбайтеры с весьма сомнительной квалификацией. Как-то, после очередного требования заказчика, "Космос" решил подвезти на стройку группу "таджикского подкрепления", но охрана на стройплощадку ее не пропустила, поскольку у "подкрепления" не было пропусков на режимный объект. Вообще, проблемы с регистрацией у контингента в Манеже возникали не раз. Понятно, что требовать соблюдения технологий от людей, нанятых за гроши и живущих в Москве на птичьих правах, было даже как-то странно.

Неудивительно, что при такой тяге к крупным строительным проектам НПО "Космос" не осталось в стороне еще от одной "стройки века" - Московского международного делового центра (ММДЦ), или "Москва-Сити". Самым чудесным образом "Космосу" опять удалось выиграть тендер. В сентябре 2004 г. компания стала генподрядчиком на строительство коллектора в "Москва-Сити", предложив снизить сроки строительства в два раза, а предполагаемые расходы - на 18%. Однако на состоявшемся недавно выездном совещании все тот же первый замруководителя стройкомплекса г. Москвы Александр Левченко отметил срыв графика работ сотрудниками "Космоса" и отклонение от проектных решений. Обо всех указанных фактах Левченко доложил городскому начальству.

Опять "двойка"? Что же это – невезение или результат темных интриг против достойной строительной компании? Ведь если посмотреть на список выигранных за последнее время тендеров ООО "НПО "Космос", то вырисовывается просто строительный монстр с оборотом не меньше, чем у "Газпрома", хотя компания - совершенно нормальное по количеству работников предприятие, далеко не гигант. Вот этот список: тоннель "Лефортово", реконструкция здания сгоревшего Манежа, трасса в Подмосковье, Сущевская и Краснопресненские развязки на Третьем транспортном кольце Москвы, "Москва-Сити", участки Санкт-Петербургского транспортного кольца, строительство моста через реку Данилиха в Перми, аэропорт в Волгограде и так далее.

У данного перечня есть еще одна особенность: за каждым из строительных проектов обязательно тянется шлейф недоразумений. В Волгограде имя "Космоса" засветилось в связи со скандалом вокруг оплаты работ строительства местного аэропорта через сомнительные боковые "вексельные" схемы. В Перми на "Космос" обиделись местные городские власти, которые доверили московской компании застройку двух перспективных городских микрорайонов. Однако компания, которая в общем-то никогда не занималась квартирным строительством, на целый год увязла в расселении сносимых старых домов, так и не приступив к строительству. В результате застраивать пермский район пришлось другому подрядчику. О непростых взаимоотношениях местной администрации и "Космоса" писала и пермская газета "Компаньон". В Липецкой области НПО "Космос" прибрало ОАО "Силан", бюджетообразующее предприятие г. Данкова, вначале легко сделав его должником, затем, как бы решая проблему долгов предприятия, взяло его под полный контроль. О московских проектах мы уже упоминали. И, тем не менее, список остается открытым, "Космос" продолжает действовать.

В чем же секрет успеха? А ларчик открывается просто: все дело в бизнес-технологиях. Руководство "Космоса" применяет на практике безотказное "ноу-хау", о чем в декабре прошлого года писала "Экономическая газета". Главное для них - выиграть конкурсы, предложив цену на 15-20% ниже, чем у конкурентов. Но потом именно эти проценты будут возвращены за счет удешевления труда работников и снижения качества работ или материалов. Либо в ходе работ обнаруживаются непредвиденные форс-мажоры, и заказчику приходится раскошеливаться, чтобы победить какие-нибудь плавуны или грунтовые воды. В результате цена стройки возвращается на начальный уровень, а то и превышает его. Схема простая, но эффективная. Любопытно, что НПО "Космос" всегда в курсе, куда пойдут бюджетные или взятые в кредит на Западе деньги. Для этого содержится штат классных спецов: проектировщиков, сметчиков, аудиторов, аналитиков, служба безопасности. Фирма часто добывает информацию по пакетам-проектам у конкурентов по очередному тендеру.

Стоит ли винить "Космос" в его методах работы? Вряд ли, ведь ничего криминального в действиях компании нет. По сути "Космос" – это типично рейдерская группа, которая действует в рамках сложившихся правил игры. Если во время тендера заказчика интересует только самая низкая цена строительства, а вовсе не качество, то именно низкой ценой и давят структуры, подобные "Космосу". Причем "падать" рейдеры могут даже ниже своего порога рентабельности, потому что знают: главное – выиграть конкурс, а дальше разберемся... Сегодняшние принципы проведения конкурсов давно устарели, так как позволяют компании, предлагающей демпинговые цены, легко выигрывать их. Практика проведения конкурсов предполагает наличие стартовой цены и демпингового порога. Демпинговой ценой на сегодняшний день считается цена на 5% ниже стартовой. По идее низкая цена строительства должна настораживать конкурсную комиссию, поскольку, как правило, впоследствии следуют просьбы подрядчика об увеличении финансирования, а зачастую от этого страдает и качество выполнения работ. Но, увы, пока не настораживает.

Выбор читателей