Сервис в столичных супермаркетах: слов нет...

"Yтро" анализирует работу продуктовых супер- и гипермаркетов с потребительской точки зрения. Что ждет москвича, отправляющегося туда за покупками? Удобно ли и выгодно ли ходить в супермаркет за хлебом насущным?




Торговые сети в России динамично развиваются, составляя один из локомотивов отечественной экономики. Сегодня около десятка сетей крупных продуктовых магазинов сражаются между собой за московского покупателя: кто скидками привлекает, кто дешевизной основных товаров, а кто богатством выбора. Рынок крупной продуктовой розницы сформирован, и основную роль на нем играют несколько игроков. По идее, каждая из сетей имеет определенную концепцию и ориентируется на различные потребительские аудитории: тут вам, как заявляется, и магазины эконом-класса типа "Пятерочки", и традиционно считающиеся достаточно элитными "Рамстор" с "Седьмым континентом".

Однако так уж ли все они "вписались" в собственное позиционирование на рынке? Мы решили проанализировать работу продуктовых супермаркетов и гипермаркетов с потребительской точки зрения. Что ждет москвича, отправляющегося туда за покупками? Удобно ли столичному жителю ходить в супермаркет? Это и попытался выяснить корреспондент "Yтра", составляя обзор нескольких магазинов, входящих в разные сети, с чисто потребительской точки зрения.

Первыми нашими "жертвами" стали два магазина небольшой сети "Квартал". Первый располагается в 10 мин. ходьбы от метро "Коньково", на ул. Островитянова – месте далеко не самом людном. По идее такой магазин должен быть рассчитан на окрестного покупателя, соответственно, и цены там должны оказаться невысокими. Это мы с женой так думали. Наивные... Здесь было не то чтобы дорого, просто не дешевле, чем в обычном магазине. Так, красный виноград продавался по 115 руб. за 1 кг (в "Пятерочке он стоил 84 руб., а в куда более респектабельном "Рамсторе" – около ста). На наш вопрос девушке, взвешивающей овощи с фруктами, а сладкий ли виноград, мгновенно был получен утвердительный и аргументированный ответ. Чувствуется, что персонал выучен.

После овощей мы подошли к прилавку с мясом. Тут нас ждало небольшое разочарование: выбор оказался невелик, а моя супруга отметила общую жилистость мясопродуктов в "Квартале". От стеллажей с яйцами нас прогнал непонятный запах, и мы отправились покупать масло. Масло обнаружилось самое разнообразное, а куплено было вологодское по 42 руб. 90 коп. за 180-гаммовую пачку. Тезис о средних ценах снова подтвердился.

Второй "Квартал", на Федеративном проспекте, удивил необычно легкомысленным (если не сказать хамским) отношением к покупателям. Представьте картину: у кассира не хватило мелких денег для сдачи. В таких случаях необходимая сумма обычно просто меняется у коллег на крупные купюры. В "Квартале" же это выглядело следующим образом. Одна из двух работавших на пяти или шести кассах девушек пошла к коллеге раздобыть мелочи. Пока коллега пересчитывала кучу монет, девушка стояла рядом, а вокруг нее сгрудились: охранник (чтоб грабителей отпугивать), два продавца из зала (чтоб с покупателями не общаться), один продавец из какой-то посудной секции, находящейся за кассами (этого-то что туда занесло?), и кто-то еще, общим числом не менее пяти человек. При этом очередь прирастала, покупатели в зале пытались взвесить овощи, а выезжающие за кассы тележки охранником визуально не контролировались. То есть каждый из сгрудившихся напрямую саботировал исполнение своих должностных обязанностей. Стоит ли говорить, что, по российской привычке, все это делалось весьма вальяжно и неторопливо, перемежаясь шутками и прибаутками.

Подводя итоги: "Квартал" оказался сравнительно небольшим магазином с претензией на что-то выше экономического класса, но это "что-то" совершенно неоправданно. Выше эконом-класса тут только цены, хотя, судя по ассортименту, задумывались эти магазины именно для небогатых людей: изысков там не найдешь.

После "Квартала" нас ждал универсам "Пятерочка", расположенный на Профсоюзной улице все у того же метро "Коньково". Первые минусы видны уже на подходе к "супермаркету экономического класса". Бросается в глаза отсутствие осмысленной парковки (так, небольшое пространство у входа) и неудобное месторасположение: магазин стоит на Профсоюзной, но слишком далеко от дороги, чтобы быть заметным объектом для автомобилистов.

Расположена эта "Пятерочка" в здании чего-то бывшего из разряда гастрономов. Внутри вас ждет непринужденная обстановка легкого "совка". Не грязно, но до идеальной чистоты здесь еще мыть и мыть. Просто поразили ключики от ящиков, куда я сдал свой рюкзак. В качестве брелока на них висел огромный красный куб. Ни в карман не положить, никуда не засунуть, пришлось бросать к продуктам в тележку.

У входа нас встретила целая гора картофеля. Погружаясь в эту гору все глубже и глубже, я безуспешно пытался найти нормальную картошку. Все связки были грязными, а картофелины местами битые и подгнившие. "Что это за сорт у вас такой?" – спросил я у женщины за весами, отчаявшись выбрать картошку. "Не знаю", – протянула тетенька, явно не заинтересованная в продолжении беседы. Так я окончательно остался без картошки.

Вообще, в "Пятерочке" небольшой выбор, зато цены действительно соответствуют экономическому классу. "Акти Лайф" 1%-ный потянул всего на 19 руб. 40 коп., полукилограммовая пачка итальянских макарон стоила 23 руб. 90 коп., а вишневый нектар "Пятерочка" (0,5 л) обошелся в 24 руб. 70 копеек. Надо отметить, что продукты под собственной маркой "Пятерочка" были довольны дешевы в своих категориях товаров. Опробованный позже нектар никаких нареканий не вызвал – нормальный продукт из рода дешевых соков.

Теперь снова о грустном. В универсаме нет никакого охлажденного мяса, исключая кур от отечественного производителя. Приглядевшись к последней упаковке куриной печенки, мы заспешили от прилавка прочь – в печени были какие зеленоватые включения... Выбор замороженного мяса тоже невелик, зато много полуфабрикатов: пельмени, вареники, блинчики и прочее. В общем, если вам в лом что-то готовить из мяса – добро пожаловать.

Почему-то не отличаются разнообразием кондитерские изделия. Может быть, это связано с тем, что в данной категории представлены всего несколько производителей. Предпочтение отдано продуктам длительного хранения – пряникам, баранкам.

Общее впечатление: магазин эконом-класса для тех, кто любит дешево и сердито. Да, уважаемые любители здорового питания: даже и не пробуйте отовариваться в "Пятерочке", только нервы потратите.

Во дворах неподалеку от Мичуринского проспекта расположился один из магазинов сети "Копейка". Название говорящее. Сразу могу сказать, что если с чем-то и можно сравнивать этот супермаркет, то только с "Пятерочкой". Очередной ремейк советской торговли на российской почве. Ассортимент такой же небогатый, тот же самый упор на полуфабрикаты и замороженное мясо, правда, выбор еще меньше, чем в "Пятерочке". Площадь магазина, соответственно, тоже поменьше. Слоганом этого заведения я бы сделал фразу: бери, что дают! Молочный ряд – стандартный набор из дешевых молока, кефира, чудо-юдо творожков и йогуртов. Всего по несколько позиций, не больше. Сыра, например, мы углядели только пять видов. С овощами неплохо, но особенного изобилия нет – в ассортименте огурцы, помидоры, перцы и так далее. Дешевизна, правда, тоже относительная. Желтый перец, например, стоил 127 руб. за кило, а в "Рамсторе" точно такой же всего на 7 руб. дороже.

Персонала кроме продавцов замечено не было, а взвешивают овощи-фрукты кассиры на кассе. Вкупе с неторопливым темпом обслуживания это создало небольшую очередь даже днем, когда мы посетили это заведение. В зале, вроде, почти никого, а на кассу мы стояли не менее 15 минут. Перед нами стоял пенсионер с несколькими покупками. Когда его посчитали, кассир гордо объявила, что дедушке положена скидка – аж 10 КОПЕЕК!

Да, насчет покупок: за 20 минут изучения ассортимента "Копейки" мы так и не решились купить ничего, кроме консервов. Вообще, консервы, а также сухари, сушки и бублики – это подлинные короли магазина. Выбор консервов небогат, но зато они рассованы в большие металлические корзины, и их там очень много. Ну, и сухарей с бубликами от нескольких производителей тоже немало.

Коротко резюмируя, можно сказать, что если вы идете на войну или собираете посылку в тюрьму, то прямая вам дорога в "Копейку". Во-первых, дешево, во-вторых, мучиться и выбирать не придется. А у магазина на Мичуринке безоблачное будущее, так как супермаркетов эконом-класса тут пока больше нет.

Последними на сегодня супермаркетами выбраны представители малоизвестной пока сети "Остров". Первый "островок" маячил в глубине квартала, сразу и не найдешь – между метро "Профсоюзная" и Новочеремушкинской улицей. Парковка рядом минимальная, вероятно, рассчитана исключительно на местного покупателя. По площади супермаркет сравним с "Кварталом", а вот в выбор здесь побогаче. Как и в "Рамсторе", несколько узкие проходы, если ходить с тележкой.

Цены довольно средние, правда, есть выбивающиеся вверх из общего тона представители, типа германского сока почти за 60 руб. за небольшую пачку. Обрадовали цены на российский сыр – 145 руб. за килограмм. В зале снова не было ни одного консультанта.

Из минусов – снова весьма ограниченное количество сладкого к чаю. Прилавок с печеньем и всякими пряниками маленький, пришлось потрудиться, чтобы хоть что-то выбрать. А когда мы подошли на кассу, случился казус. Кассирша довольно быстро посчитала наши покупки, но этим дело не кончилось. Девушка азартно начала пробивать нам и покупки следующего покупателя в очереди. А когда мы ей об этом сказали, не захотела делать возврат, а предложила, чтобы женщина за нами отдала стоимость ее товаров, пробитых нам, а она (кассирша) ей потом вернет уже из кассы. Оригинальная технология. Интересно, в "Острове" такое происходит постоянно?

Второй круглосуточный "Остров" мы нашли в Новогирееве на Фрязевской улице. Из особенностей местного обслуживания можно выделить постоянное отсутствие продавцов у прилавков с овощами и мясными полуфабрикатами и нехватку ночью обычного белого хлеба. Но потрясла наше воображение совсем уж невероятная вещь. Знаете, как продают обычно лезвия для бритв? Они висят на специальных стендах, как правило рядом с кассами, ты их снимаешь и платишь. Так вот, на этом чудном "Острове" снять их невозможно, потому что все заклеено скотчем! Наверное, чтоб не снимали тут всякие...

Попытавшись подвести общий итог наших магазинных путешествий, мы присвоили каждой сети свое количество "звезд". Еще раз подчеркиваем, что это исключительно наше с супругой мнение как потребителей. В низшую лигу с одной "звездой" отправляются "Копейка" с "Пятерочкой", где разжиться можно разве что сухарями с консервами. Между высшим светом магазинов и непонятно чем, сверкая двумя "звездами", завис "Квартал" со своей ничем не обоснованной претензией на звание супермаркета. Средний по ценам "Остров" остается в безвестности супермаркетом для окрестных дворов – тоже "тройка".

В следующем обзоре у нас появятся гранды: "Ашан", "Седьмой континент", "Рамстор" и "Перекресток", которые мы тоже разберем по косточкам.

Выбор читателей