Эксперты: Партии "Родина" мешают внутренние раздоры

Лидерам "Родины" предстоит договориться об объединении друг с другом, если речь идет не только о партии Дмитрия Рогозина, а о блоке, который прошел в Думу и в будущем претендует занять в ней места




11 июня в Москве пройдет V Внеочередной съезд партии "Родина", на котором будет принята стратегия развития партии, обозначена ее позиция в вопросах национальной политики, представлена экономическая платформа, содержащая ответы на вопросы, какую экономику собирается строить партия в случае прихода к власти.

Ожидается, что в работе высшего форума партии примут участие около 1000 делегатов и гостей. В их числе представители двух десятков зарубежных партий и общественных объединений из Украины, Латвии, Эстонии, Армении, Азербайджана, Китая, ФРГ, Финляндии, Чехии и др. На съезде планируется принять заявление о сотрудничестве с международными социал-демократическими и левыми партиями. По окончании пленарного заседания планируется массовая демонстрация "За Россию без олигархов и коррупционеров!".

Сам съезд проходит на фоне любопытного явления, подмеченного обозревателями и социологами - если и можно ожидать реальной борьбы в публичном пространстве, то, на фоне тишины на всех остальных участках политической оси, бороться будут между собой популисты - "Родина" и ЛДПР. Многие уже сравнивают Рогозина с Жириновским. Специалисты рассматривают эти партии как два разных поколения одного и того же явления.

По мнению председателя Совета директоров компании "КРОС и партнеры" Никиты Масленникова, "бренд ЛДПР поистаскался, он уже не забирает гарантированно, как когда-то, голоса лево-патриотического электората. "Родина" активно все глубже проникает и занимает нишу политического популизма, которая традиционно уходила на господина Жириновского". Говоря о преимуществах партии "Родина", эксперт отмечает, что она более мобильна, спекулятивна с точки зрения своих предложений и программ: она больше чем ЛДПР ориентирована на левый электорат, она играет и на территории патриотов и на территории коммунистов. "Однако все это может быть сведено на "нет" внутренними организационными проблемами: одного потенциала Рогозина не хватит для проведения всей кампании, а подключение других будет размывать потенциал успеха, потому что все лидеры этой партии уже показали слабость и неумение договариваться. Кого бы Рогозин не брал в союзники, он не сможет выстроить с ним отношения. Существует волна, на которой может держаться "Родина", но на ней будет трудно удержаться команде с внутренним разладом, которого не допускают в ЛДПР с монополией Жириновского на лидерство" - подчеркивает эксперт.

Говоря о том, сумеет ли Дмитрий Рогозин стать лидером в своей партии, и объясняя его эксцентричное поведение, Н.Масленников отмечает, что Рогозин берет понемногу от всех. Он "примеряет различные политические костюмчики", пытаясь найти свой политический стиль: "То он говорит, что он "спецназ президента", затем - что он уже главный раздражитель Кремля, боец с монетизацией льгот, вот он уже на киевском Майдане… Он просто пробует все то, что кто-то пробовал до него. Немцов был на Майдане, и как показалось Рогозину, на этом тоже можно заработать политические очки. Это не стиль, а перебор игротехнических ситуаций, "каким меня купит избиратель?". Это свойственно политику, который еще только складывается и растет. Выйдет ли из него российский Ле Пэн или что-то еще подобное, сказать не берусь - его может занести в любые идеологические рамки".

Рогозину, считает эксперт, будет очень трудно добиться результата, несмотря на очевидные публичные дарования, он может стать яркой фигурой - но для него очень уж велика опасность заиграться со стилем: "Перебор политтехнологических "костюмчиков" может лишить его главного - идеологической определенности. Он хочет понравиться всем сразу и говорить сразу со всеми. Но идеологическое содержание "Родины" и ее лидера мотает во все стороны, и где они остановятся - это большой вопрос, а без конца уповать на популистские инстинкты населения невозможно. Нужна хотя бы эрзац-идеология, но даже такой ни у него, ни у его партии нет".

Кроме того, отечественные обозреватели отмечают, что, прежде всего, лидерам "Родины" предстоит договориться об объединении друг с другом, если речь идет не только о партии Дмитрия Рогозина, а о блоке, который прошел в Думу и в будущем претендует занять в ней места. Они обращают внимание на то, что сам проект был искусственно создан при поддержке власти, и в результате изначально между лидерами блока наметился серьезный раскол. Так разошлись Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев, а без последнего партия (если ей удастся объединиться именно в партию, так как блоки на выборах по новому законодательству запрещены) потеряет значительную часть электората.

Телевизионный обозреватель Михаил Леонтьев отмечает, что у объединения под названием "Родина" было много авторов, а внутри одного движения пытались осуществить сразу несколько проектов, и все они были по-разному мотивированы: "У всего этого процесса есть разные стороны. На одном этапе проект выполняет задачи, потом нет. Потом опять он стал интересен, потом неуправляем. Всякая политическая группа такого типа может по-разному деформироваться, колоться, объединяться. Но это несколько искусственный проект и потому непредсказуемый".

М.Леонтьев обращает внимание на то, что "рогозинская" линия технично осваивает определенные настроения и за них держится. Но в то же время он отмечает непоследовательность, а порой и необъяснимость ряда действий самого Д. Рогозина: "Очень удивил рывок Рогозина в Киев с оранжевым шарфом. Зачем? Это же никаким образом не соответствует образу! Это и не обслуживание Кремля, и не игра на национально-патриотических и имперских настроениях".

Выбор читателей