У Гран-при США снесло покрышки

Бойкотом семи команд закончился 9-й этап "Формулы-1" на знаменитом автодроме "Старая кирпичница" в Индианаполисе. А для вышедших на трассу шести болидов гонка каждую минуту рисковала обратиться в трагедию


Фото: formula1.com



Девятый этап чемпионата мира в "Формуле-1" – Гран-при США – стал поистине уникальным. Еще за несколько минут до старта гонки было непонятно, состоится ли она вообще, а если состоится, то сколько команд отправят свои болиды на трассу. В итоге после прогревочного круга на ней осталось только 6 машин из 20.

Напомним суть конфликта, практически приведшего к срыву этапа в Индианаполисе. В пятницу во время свободных заездов немецкий гонщик "Тойоты" Ральф Шумахер и его партнер по команде Рикардо Зонта не смогли закончить свободные заезды – практически одновременно на второй серии у обоих болидов лопнули задние левые покрышки. Сначала неприятные ощущения испытал Зонте, а потом и Шумахер-младший, которого впоследствии даже пришлось госпитализировать.

Специалисты "Мишлен" так и не смогли определить причину резкой потери давления у заднего левого колеса двух болидов. Скандал разгорался на протяжении суток. Сначала представители "Мишлен" посоветовали командам, использующим их покрышки, отнестись с большой осторожностью к свободным заездам. Такое замечание не осталось не услышанным: в субботу команды ограничились лишь короткими заездами, а на квалификацию, все по тому же совету "Мишлен", в покрышках увеличили давление. И хоть драгоценные секунды были упущены, главное, что обошлось без дополнительных неприятностей.

Однако основная проблема семи команд, а это, напомним, помимо "Тойоты" еще "Рено", "Макларен", "БАР-Хонда", "Уильямс-БМВ", "Ред Булл" и "Заубер", была впереди. "Мишлен", так и не сумевшая оперативно выяснить причину схода двух болидов, не нашла ничего лучшего, чем доставить из Франции срочным чартерным самолетом специальный набор резины для всех своих 14 пилотов. Но по правилам Международной федерации автоспорта (ФИА) за весь гоночный уик-энд (квалификация и гонка) командам позволено использовать только один комплект резины.

"Мишлен", признав собственную ошибку, которую была не в силах ликвидировать до начала гонки, кинулась к руководству ФИА с мольбами о том, чтобы то все же разрешило поменять резину. Но доводы о форс-мажорных обстоятельствах и заботе о безопасности пилотов на ФИА не произвели впечатления. Руководству команд было предложено сменить резину, но потом подвергнуться жестким санкциям. Впрочем, каким именно, руководство ФИА так и не уточнило. Рисковать же никто не стал.

Второй вариант решения проблемы – установка шиканы перед входом в бенкен (там, где, собственно, и лопнули покрышки у "Тойоты"), которая позволила бы сбросить скорость и таким образом снизить риск. Но и тут общий язык не был найден. Технический делегат ФИА Чарли Уайтинг достаточно жестко парировал это предложение, высказавшись в том ключе, что "если клиенты "Мишлена" не могут ехать достаточно быстро, то в обязанности производителя входит предупредить команды о том, на какой скорости они должны проходить этот бенкен. Сами же болиды при этом не должны будут мешать более быстрым машинам". Хотя, даже если б ФИА и согласилась на шикану, ее вряд ли возможно было установить, ведь, несмотря на согласие девяти команд, против такого решения выступила "Феррари".

В общем, на воскресном этапе Гран-при США ФИА продемонстрировала весь свой цинизм. Не боясь угрозы срыва гонки и всех последующих за этим событий, руководство федерации так и не решилось создать прецедент замены комплекта покрышек в рамках одного гоночного уик-энда. Рациональное звено в этой позиции, безусловно, есть, но разве увидели его многочисленные зрители, пришедшие на автодром "Старая Кирпичница"? "Формула-1", с таким трудом наконец-таки, казалось, завоевавшая местечко в сердцах американцев, на сей раз вызвала столько негативных эмоций, что вновь заманить публику в Индианаполис, на одну из самых сложных трасс чемпионата, будет ой как нелегко. Обиженные американские болельщики не стеснялись выражать свои эмоции. Более мирные ограничились нелицеприятными надписями на плакатах, более агрессивные забросали трассу бутылками с водой. Несколько раз очередная порция народного гнева реально могла привести к катастрофе.

Но, впрочем, ничего особо зрелищного так и не произошло. Все 6 машин, использовавшие покрышки "Бриджстоун", благополучно добрались до финиша, набрав зачетные очки. Однако будут ли они учтены, пока остается неизвестным – дело в том, что согласно регламенту в гонке должны участвовать не менее 12 болидов. Команды финишировали парами. Первыми стали представители "Феррари" – Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло, на круг от них отстали пилоты "Джордан" Тьяго Монтейро и Нараин Картикеян, и на два – Кристиан Альберс и Патрик Фризахер из "Минарди".

Выбор читателей