Белоруссия наступит на горло собственному рэкету

Российские транзитники постоянно сталкиваются на территории братской республики с "конфискационной" проблемой. Если называть вещи своими именами, то белорусские власти занимаются настоящим рэкетом




Желание "Газпрома" уйти от зависимости в своих экспортных поставках от транзитных стран было подкреплено заявлением главы концерна Алексея Миллера на Санкт-Петербургском экономическом форуме о том, что мощность проектируемого Северо-европейского газопровода (СЕГ) составит в итоге 55 млрд кубометров в год. Полностью отказаться от их услуг "Газпром", конечно пока не сможет (через Украину ежегодно прокачивается около 130 млрд кубометров, через Белоруссию – 35 млрд), но в случае реализации объявленных планов транзитные партнеры должны будут побороться за лишние "кубы".

Тем примечательней, что чуть ли не в то же самое время, когда в Питере Миллер рекламировал СЕГ, в Минске на заседании президиума правительства Белоруссии вице-премьер Василий Гапеев представлял проект комплексной программы на 2006-2010 гг. по повышению эффективности использования транзитных возможностей республики. В части газового транзита проект предусматривает увеличение к 2010 г. объемов транспортировки российского газа по магистральному трубопроводу Ямал – Европа и сетям "Белтрансгаза" на 34,5%, или до 47 млрд куб. м в год.

В отличие от Украины, проблем с Белоруссией у "Газпрома" сегодня нет. Страсти, вызванные кризисом российско-белорусских газовых отношений в начале 2004 г. (тогда, напомним, дело дошло до полного перекрытия поставок), давно улеглись, и, как отмечает пресс-служба "Газпрома", в настоящее время все соглашения "Белтрансгаз" выполняет в полном объеме – и по 100%-ной оплате текущих поставок, и по погашению реструктуризированной задолженности прошлых лет (за 1999-2002 гг. на сумму $75,3 миллиона).

Как известно, после соответствующих договоренностей в начале апреля текущего года в Сочи президентов двух стран договорились и их "хозяйствующие субъекты". В следующем году Россия планирует сохранить для Белоруссии цену на поставку российского газа ($46,68 за 1 тыс. куб. м) и транзитный тариф ($0,46 за транспортировку 1 тыс. кубометров на 100 км по трубе Ямал – Европа и $0,75 – по сетям "Белтрансгаза"). Кроме того, Минск, наконец-то, перестал препятствовать завершению строительства газопровода Ямал – Европа и, более того, обещал ему всячески содействовать. К настоящему времени введена в эксплуатацию линейная часть газопровода и одна из пяти запланированных компрессорных станций; строительство же других станций неоднократно откладывалось, поскольку Минск не давал "Газпрому" соответствующего разрешения. Теперь Лукашенко обещает ускорить оформление договоров российской компании на долгосрочную аренду земли под объекты газопровода, а также предоставить льготы на поставку технологического оборудования для их строительства. Четыре компрессорные станции должны быть сооружены до конца этого года, что позволит вывести газопровод Ямал – Европа на проектную мощность.

Вместе с тем решение о строительстве второй нитки указанного газопровода будет приниматься исходя из экономической целесообразности работы первой нитки. Сейчас приоритетным направлением для "Газпрома", похоже, остается проект СЕГ. Иначе говоря, нынешняя идиллия в двусторонних газовых отношениях – это идиллия статус-кво, не предполагающая резкого наращивания транзита российского газа через территорию Белоруссии и превращения в перспективе данного маршрута в главное направление экспортных поставок "Газпрома".

В еще большей степени сказанное относится к нефтяному транзиту. Ускоренное создание Россией Балтийской трубопроводной системы также лишило в этом плане Белоруссию особых перспектив. Благо еще, что, в отличие от Прибалтики, транзит российской (и в небольших количествах казахстанской) нефти через территорию республики не сокращается. Транспортировка осуществляется по нефтепроводу "Дружба" с производительностью на участке Унеча – Мозырь 81 млн т в год (в прошлом году было перекачено 80,6 млн тонн). Как заявил на заседании президиума правительства Белоруссии Василий Гапеев, за счет реконструкции нефтепровода и нефтеперекачивающих станций уже в нынешнем году планируется довести ежегодный объем перекачки до 84 млн тонн. Но это – все. Никаких других планов на данный счет упомянутый проект комплексной программы развития транзита не предусматривает.

Впрочем, не газом и нефтью едиными жив транзит. Представленная Гапеевым программа действительно "комплексная". Важное значение для Белоруссии имеет также железнодорожный и автомобильный транзит. Однако, если в 2001-2003 гг. наблюдался устойчивый рост транзитных грузовых перевозок железнодорожным транспортом (всего за 3 года было переправлено 96 млн т различных грузов), то в прошлом году их объем снизился по сравнению с 2003 г. на 12,6%, или до 33,3 млн тонн. Гапеев объяснил это "изменениями на рынке транспортных услуг", а именно, расширением российских портовых мощностей в Ленинградской области, а также переориентацией части транзитных грузопотоков с портов в Прибалтике на другие направления. Кроме того, белорусский вице-премьер вынужден был признать, что "из-за задержек грузов и их конфискации на белорусской границе грузовладельцы выбирают маршруты перевозки в обход Белоруссии". Тем не менее, он выразил надежду, что к 2010 г. объем транзитных железнодорожных перевозок, в соответствии с комплексной программой, возрастет как минимум до 40 млн т грузов в год.

С "конфискационной" проблемой на территории Белоруссии сталкиваются и автомобильные транзитники. Если называть вещи своими именами, то белорусские власти занимаются настоящим рэкетом. Известно, что потери из-за этого российских импортеров оцениваются в десятки миллионов долларов в год. Между тем, по итогам 2004 г. на долю российских транспортировщиков пришлось 47% всех транзитных автоперевозок через Белоруссию (на долю польских перевозчиков – 29%, литовских – 7%), причем, по прогнозам Гапеева, к 2010 г. российская доля может увеличиться до 85%. Учитывая, что в целом автомобильный транзит через Белоруссию, согласно правительственной программе, должен возрасти к 2010 г. лишь на 14-18%, это означает, что прочие автоперевозчики снизят объемы транспортировки не только в удельном, но и весьма резко – примерно в 3 раза – в абсолютном выражении. Можно подумать, что в представлениях белорусских чиновников единственно россияне будут и впредь безропотно сносить поборы.

Представленный Гапеевым проект предусматривает также ежегодный рост транзитных авиаперевозок на уровне 3% (в прошлом году белорусские специалисты обслужили свыше 80 тыс. транзитных авиарейсов). Что же касается транзита электроэнергии по белорусским сетям (2 млрд кВт/часов в 2004 г.), то прогнозы здесь отложены до прояснения ситуация после вывода в январе с.г. из эксплуатации одного блока Игналинской АЭС в Литве и планируемого на конец года ввода в строй Калининградской ТЭЦ.

В целом, по словам белорусского вице-премьера, реализация комплексной программы позволит довести доходы республики от транзита до $690 млн, в том числе доходы республиканского бюджета – до $260 миллионов.

Выбор читателей