Новости партнеров
Новости партнеров

Жестокие были "фабрики сказок"




Великий Федор Хитрук читает Гейне на немецком, а не менее великий Юрий Норштейн вспоминает о том, как Хитрук не взял его в свою съемочную группу. Легендарный Леонид Шварцман рассказывает историю появления Чебурашки, а не менее легендарный Тонино Гуэрра поет арию Каварадосси... Пестрый калейдоскоп из лиц, фамилий, уникальных фотографий и редчайшей кинохроники, а главное – бесчисленное количество отрывков из всеми любимых мультфильмов – все это теперь собрано под одним заголовком: "Союзмультфильм" – сказки и были". Так называется документальный видеосериал, созданный Фондом социально-культурных программ "Губерния". Двенадцать серий, двенадцать историй о судьбах, фильмах и жанрах.

Мне тяжело было смотреть этот сериал. Из-за творческой зависти. Почему не я собрал этот удивительный материал? Почему не со мной эти люди поделились своими ценными воспоминаниями, наблюдениями и чаяниями? За каждым именем, возникающим в повествовании, стоит история нашего искусства, нашего кинематографа.

Так несправедливо сложилось, что мультипликаторы – люди почти неизвестные. Режиссеров игрового кино все-таки знают – пусть не всех, но большинство. А кто знает режиссеров-аниматоров? На слуху всего несколько фамилий: Котеночкин, Норштейн, Хитрук, Бардин... Художников и драматургов и подавно никто не назовет. А, между тем, их творчество знакомо гораздо большему числу зрителей, ведь на мультфильмах воспитывались все. Малыши не читают титры, а когда вырастают – вспоминают о "мультиках", лишь когда настает пора воспитывать своих детей. И какая уже разница, кто придумал Чебурашку или Карлсона, если главное – поскорее усадить орущее дитя перед телевизором и быстрее заняться своими делами.

Аниматоры давно привыкли к такому положению вещей. Они – как невидимые добрые гномы, под покровом тайны творящие сказку, волшебство. Имя этой сказки – анимация, а "фабрикой сказок" долгие годы была киностудия "Союзмультфильм".

Сегодня эта "фабрика" почти разрушена, запущена, заброшена. "Гномы" или разбежались кто куда, или... ушли навсегда. Последних, к сожалению, большинство. В период безумства 90-х аниматоры чуть было не потеряли свою студию, с боями удалось отстоять хотя бы помещение. А кукольников попросту вышвырнули на улицу. Одна из самых пронзительных страниц в новом сериале – рассказ художницы Нины Виноградовой о том, как у аниматоров отбирали кукольное объединение. Долгие годы оно располагалось в храме Спаса на Песках, на Арбате. Как только Русской православной церкви стали возвращать помещения, едва ли не первыми пострадали мультипликаторы. В здание ворвался казачий эскадрон и принялся выкидывать "бесовские куклы" вон. Художников даже не пустили вовнутрь, несмотря на то, что там оставались дорогостоящее оборудование, декорации и целый музей мульт-героев. А ведь когда-то сам Папа Римский призывал весь мир смотреть советские мультфильмы – самые гуманные и светлые произведения искусства...

Автор цикла – известных кинокритик, специалист по мировой анимации Наталья Лукиных. Изучению этого искусства она посвятила почти четверть века. К видеоописанию истории "Союзмультфильма" Наталья подошла бережно, тактично. В сериале нашли отражение не только творческие победы мастеров, через их судьбы были проведены исторические параллели, показаны смены эпох. Режиссер и педагог Станислав Соколов с азартом рассказал об "играх" с чиновниками из Госкино: оказывается, многочисленные запреты и поправки только играли на руку художникам, работали на популярность их проектов. Но в то же время, могли сломать жизнь. И – как иллюстрация – фрагменты из фильма Андрея Хржановского о его друге и соавторе Юло Соостере, ушедшем из жизни в 46 лет.

Отдельная глава – женщины в анимации. Хрупкие, нежные, бесконечно обаятельные Наташа Дабижа, Наташа Орлова и Нина Виноградова называют себя пахарями, работягами. Эти слова никак не соотносятся с их обликом. И, тем не менее, это так. Что в рисованном, что в кукольном кино создание одной минуты экранного времени – титанический труд, где, несмотря на огромную физическую нагрузку, нужно проявлять ювелирную точность.

"Союзмультфильм" – сказки и были" можно назвать краткой видеоэнциклопедией студии. Здесь и создание знаменитого киножурнала "Веселая карусель", и пластилиновые опыты Гарри Бардина, и эксперименты Вадима Курчевского, и размышления Эдуарда Назарова о педагогике, и веселые кадры с Международного фестиваля анимации "Крок"... Первые показы отдельных серий на большом экране прошли с большим успехом. Надеюсь, найдутся зрители и на видеоверсию.

Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2005/06/29/453479.shtml
Смотрите также: Наши мультфильмы – снова лучшие в мире | Смешариком по телепузику
Также в разделе

"Жизель" от Talarium et Lux: классика в 3D

Вместо привычных декораций в новом балете РАМТ используются 5 расположенных вокруг сцены проекционных экранов

Время идти в кино

Помимо фильмов основной конкурсной программы, на ММКФ можно посмотреть лучшие фильмы мировых кинофестивалей

Старт ММКФ дал мэр Москвы

Церемония открытия кинофестиваля впервые прошла без участия президента фестиваля Никиты Михалкова

Ди Каприо стал авторитетом

В рейтинге журнала The Hollywood Reporter актер замыкает десятку самых влиятельных боссов киноиндустрии
В других разделах

Авиарынок заходит на посадку

Пассажирские авиаперевозки в России продолжают падать: по сравнению с прошлым годом май оказался особо провальным

Восьмерка лучших нацелилась на трофей

В четвертьфинале Евро-2016 зрителей ждут остросюжетные боевики с непредсказуемым исходом

НАТО устала стрелять и готова разговаривать

Внутренний кризис в ЕС подталкивает НАТО к диалогу с Москвой, но от военного давления альянс не отказывается

Кредиторы отправятся к нотариусам

Услуги нотариусов станут еще более популярными, так как по исполнительной подписи будут взыскивать долги
Новости партнеров
 
Все права защищены (c) 1999-2015. "Утро"
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-57207.
Для детей старше 16 лет.