В Америке обнаружено племя клонов

Ученые выяснили, что обитающие в Северной и Южной Америке огненные муравьи размножаются клонированием. Это первый случай в природе, когда самцы и самки имеют совершенно разный генетический код

Часто говорят, что мужчины и женщины – абсолютно разные биологические виды. Говорят в шутку, но каждый раз находят весьма убедительные доказательства. Есть мнение, что все мужчины – с Марса, а все женщины – с Венеры, просто они встретились на Земле и забыли о своем происхождении, но до сих пор являются совершенно непохожими.

Что касается мира людей, это не более чем метафора. А вот в мире насекомых все в действительности обстоит именно так. Исследуя огненных муравьев, изначально обитавших в Центральной и Южной Америке, но распространившихся по США и доставляющих немало проблем сельскому хозяйству, ученые из Свободного университета Брюсселя обнаружили удивительный факт: самцы и самки почти не имеют схожих комбинаций в своем генетическом коде. И мужские, и женские особи размножаются, производя идентичные копии самих себя, и, соответственно, у них получается совершенно разный набор генов. Это первый случай в природе, когда насекомые размножаются исключительно клонированием. Если не считать самцов пчел, которые тоже поступают так, но значительно реже.

Традиционным способом муравьи Wasmannia auropunctata размножаются лишь для того, чтобы произвести "рабочих", говорит Денис Фурнье, член исследовательской группы, которая открыла этот феномен. Однако это никак не смешивает гены самок и самцов, поскольку муравьи-рабочие стерильны и никогда не передают свои гены следующим поколениям.

Пока, правда, слишком рано предполагать, что женский и мужской набор генов полностью отличается друг от друга, сообщает Эндрю Бурк из Института зоологии в Лондоне. Самцы иногда размножаются, спариваясь с самкой, чтобы "дозарядить" генофонд. В ходе исследования Денис Фурнье проанализировал ДНК лишь 199 маток, 41 самца и 264 рабочих муравьев, собранных в Новой Каледонии и во Французской Гвиане. Только гораздо более масштабное исследование сможет доказать отсутствие смешивания мужского и женского генотипов, говорит он.

Еще одно неожиданное открытие, связанное с подробностями муравьиной жизни, сделали ученые из новосибирского Академгородка, изучая способы борьбы с клещами – носителями энцефалита. Оказалось, что там, где количество муравьев превышает допустимые нормы, клещам делать нечего: для санитаров леса они являются пищей. Один рыжий муравей способен съесть 15–18 тыс. этих насекомых в день. При этом они умертвляют клещей весьма жестоким методом: впрыскивают жгучую жидкость, которая парализует и убивает клеща.