Удивительная красота фотограммы

Выставка "Фотограмма" в Государственном центре современного искусства ориентирована не только на чисто эстетические интересы зрителей, но и на дальнейшее увеличение числа фотографов-любителей, использующих эту простую технику




Несмотря на то, что термин "фотограмма" появился всего 100 лет тому назад, искусство "теневого рисунка" существует уже почти два века. Еще в начале XIX столетия один из основоположников фотографии, Фокс Тальбот, додумался изготавливать выразительные силуэтные отпечатки кружева, цветов, листьев непосредственно на светочувствительной бумаге. Фотографический отпечаток по этой технологии изготавливается без использования фотоаппарата.

В принципе, изготовление фотограммы очень просто с точки зрения технологии и доступно любому желающему. Тем, кому приходилось печатать черно-белые снимки при красном свете, процесс должен быть хорошо знаком. Единственным материалом служит обыкновенная фотобумага. На листе художник в темноте или под красной лампой (чтобы не засветить бумагу) раскладывает объекты – столовые приборы, специально вырезанные фигуры, ладони или что угодно еще. Затем на определенное время (для современной фотобумаги – 3-5 секунд) включается обычный свет, потом бумага проявляется. Оставшиеся незакрытыми участки оказываются черными, те, что были закрыты чем-нибудь непрозрачным – белыми, а полупрозрачные объекты (рюмки, вазочки) дают изображения с полутонами. Подчас нагромождение объектов и эффекты от хитрых манипуляций со светом приводят к весьма причудливым и фантасмагорическим результатам.

Именно по причине простоты технологии в те далекие времена фотограмму признали слишком примитивным искусством – ведь для нее требовалась только светочувствительная бумага и яркий свет, в то время как все нормальные фотохудожники мечтали подержать в руках настоящую камеру. Долгое время фотограмма применялась исключительно в научных целях. Лишь в 20-е годы прошлого столетия художники-авангардисты, стремившиеся освободиться от неизбежного реализма фотоискусства, смогли оценить неисчерпаемые возможности дедовского метода. Они-то и стали называть технику фотографирования без камеры фотограммой.

Несмотря на кажущуюся незатейливость этого метода, фотограмма оказалась техникой неисчерпаемых творческих возможностей. К ней обращались абстрактные художники и сюрреалисты, ее достижения неоднократно использовались в рекламе и в авторских работах лучших художников первой половины XX века. Искусство фотограммы в обязательном порядке изучали студенты Баухауза, а в советской России свобода владения светом приобрела особый политический смысл и стала символом освобожденного творчества и грядущего преобразования мира.

Впрочем, нынешние художники тоже с удовольствием обращаются к фотограмме. Именно по той причине экспозиция выставки "Фотограмма" в залах Государственного центра современного искусства включает в себя как ретроспективный, так и современный раздел. В первой части демонстрируются работы А.Родченко, Л.Лисицкого, В.Степановой, А.Хлебникова, В.Грюнталя. Новейшая история фотограммы представлена творчеством Ю.Герчука, А.Лаврентьева, Е.Лаврентьевой, В.Гущина, А.Подосинова, П.Киселева, В.Стигнеева.

Современность привнесла ряд новшеств в искусство фотограммы: световые эффекты стали сложнее, художники начали экспериментировать с цветной бумагой. Своеобразным памятником примитивизму фотограммы стали так называемые сканограммы, также представленные на выставке. Для изготовления сканограммы на рабочей поверхности планшетного сканера раскладываются разнообразные объекты, которые затем сканируются.

Экспозиция выставки построена таким образом, чтобы рассмотреть феномен фотограммы в современных технологических условиях, указать на ее отношения с другими видами искусства, на ее новые возможности, противопоставленные цифровым стратегиям в современной визуальной культуре. Таким образом, проект ориентирован не только на чисто эстетические интересы зрителей, но и на дальнейшее увеличение числа любителей-фотографов, использующих эту простую технику. Вместе с тем проект расширяет рамки традиционной эстетики визуального, обращаясь к массовому зрителю, предлагая одну из самых демократических и доступных форм в искусстве фотографии. Он содержит в себе новые оптические технологии и естественную точку зрения на окружающую реальность, где предмет и его контур возвращает в культуру ценности повседневного. Программа семинаров и кинопоказов, приуроченная к выставке (в том числе демонстрация фильма Ман Рея "Морская звезда" 1924 г.), также сориентирована на то, чтобы дать как можно более широкое представление об искусстве фотограммы и всячески подчеркнуть ее значение в истории мирового авангарда. Кураторы программы уверены, что, несмотря на обилие новейших цифровых технологий, фотограмма еще займет достойное место в современном графическом дизайне.

Выбор читателей