Стоунхендж оставили задыхаться

Перегруженные шоссе, между которыми оказалась древняя английская реликвия, будут портить туристам удовольствие еще не один год. Проект строительства тоннеля оказался слишком дорогим




Неприглядное окружение, в котором оказалась древняя достопримечательность Англии, будет портить туристам удовольствие еще не один год. После долгих споров и немалых затрат правительство отклонило проект подземной дороги, которая должна была оградить Стоунхендж от неудобств современной цивилизации.

Каждый день мимо памятника старины проезжают более 30 тыс. автомобилей: он находится между вечно перегруженными шоссе А303 и А344. Шум и выхлопные газы от пробок здорово мешают туристам наслаждаться видом древних камней. Нет для них и нормального помещения: центр для посетителей один парламентарий еще 12 лет назад назвал "позором нации".

Авторы проекта реконструкции, разработанного еще в конце прошлого века, хотели закрыть одно шоссе, а второе закопать в двухкилометровый тоннель. В соответствии с этим планировалось возвести и новый туристический центр. Изначально планировалось, что работы обойдутся в 200 млн фунтов. Однако за последний год по инициативе общественности была проведена повторная оценка, и цифра выросла более чем в два раза - до 470 млн фунтов. Как заявил вчера дорожный министр Стефан Лэйдимен, таких средств у правительства нет, и проект возвращается на доработку. "Мы должны убедиться, что схема стоит этих денег и обеспечит нужные усовершенствования", - сказал министр.

Дело в том, что Стоунхендж стоит на очень неудобной почве. Под ним много мягких меловых пород, а уровень грунтовых вод так высок, что при сильном дожде тоннель может затопить. Из-за этих проблем и выросла цена проекта. Теперь многочисленные учреждения, вовлеченные в него, будут искать другие способы избавиться от пробок возле реликвии древних кельтов. Возможно, дешевле просто отодвинуть дороги на пару сотен метров. Как бы то ни было, весь проект придется делать заново, согласовывать с археологами, фондом охраны памятников и еще множеством других организаций. Но даже если работы удастся "вписать" в 200 млн фунтов, гарантировать поддержку властей нельзя: ведь параллельно они рассмотрят возможность реконструкции другого участка шоссе А303 за те же деньги. Тогда тоннель и вовсе положат "в долгий ящик".

Говоря об археологах, отметим, что наука знает про Стоунхендж далеко не все. Более того, он постоянно подбрасывает новые загадки: например, недавно выяснилось, что доисторические строители брали камень не где-то поблизости, а в 300 км от святилища (предположительно, сооружение все-таки возводилось для нужд культа). Ученые недоумевают, каким образом древние англичане, жившие за 2,5 тыс. лет до н.э., доставляли стройматериал. Огромные глыбы и сами по себе непросты в транспортировке, а тут их приходилось тащить еще и через реку.

Выбор читателей