Лукашенко не чувствует зуда

Вчера белорусский президент докладывал о результатах своей встречи с российским коллегой. По словам Лукашенко, они с Путиным не боятся революции. Тем не менее Батька готов защищаться от нее "всеми доступными конституционными методами"




Белорусский президент Александр Лукашенко вчера рассказывал в Минске участникам совещания по вопросам внутренней и внешней политики о результатах своей недавней встречи с Владимиром Путиным. Причем говорил Батька не только за себя, но и за российского коллегу. "Я не скажу, что мы так уж обеспокоены, как сообщают СМИ, некими революционными преобразованиями в Белоруссии и России. У нас это не вызывает зуд или какую-то озабоченность – ни у президента России, ни у меня. Я это говорю абсолютно искренне, потому что никаких революций ни в Белоруссии, ни в России не будет – на этом мы и сошлись", – цитирует Лукашенко "Росбалт". При этом белорусский президент опроверг мнение, что Россия в угоду Западу якобы стремится проводить соответствующую политику в отношении Белоруссии.

Лукашенко явно лукавил. Да и московские аналитики, несмотря на оптимизм Батьки, убеждены в обратном: приезжал он как раз затем, чтобы заручиться поддержкой Владимира Путина на случай "цветной" революции в Белоруссии. Американцы обещают не жалеть средств для того, чтобы убрать "последнего диктатора Европы" со своего поста, и поводов для беспокойства в этой связи у Лукашенко более чем достаточно.

Судя по всему, консенсус по данному вопросу во время встречи с Путиным был достигнут. Во всяком случае, Лукашенко вчера прозрачно намекал на то, что погибать в одиночку во время возможной "оранжевой чумы" не собирается: Россия "не отделяет себя от результатов развития внутриполитической ситуации в Белоруссии", любые революционные события в Белоруссии – это "революции в Москве", "не просто в России, а в Москве. Из этого исходит российское руководство. Это не революция в Грузии, Киргизии или даже в Украине". Следовательно, Россия должна молиться за то, чтобы ничего подобного в Белоруссии не случилось, и помогать Батьке во всех его благих начинаниях.

Что до благих начинаний – у самого Лукашенко сложилось стойкое убеждение в том, что российский президент обеими руками "за" нынешние процессы в Белоруссии. "Владимир Путин согласился, что внутриполитическая ситуация в Белоруссии абсолютно стабильна. Более того, он выразил поддержку и удовлетворение теми процессами, которые происходят в республике как в экономике, так и в социальной сфере", – отметил Лукашенко. Впрочем, особого выбора у Путина нет: Батька при всех его "капризах" – фигура достаточно предсказуемая и уж точно не поведет свою державу по примеру некоторых других соседей на Запад (куда его, с другой стороны, никто и не пустит). Отсюда – уверенность Лукашенко в том, что Путин не отдаст его на растерзание врагам ни при каких обстоятельствах: "Попытки вбить клин в отношения двух президентов и двух государств ничем не подкреплены, и этого в наших отношениях не будет. Мы договорились с президентом России: как бы ни складывалась внутриполитическая и внешняя ситуация, мы будем действовать в едином ключе на основании той практики, которая сегодня выработана. И на инсинуации в этом плане мы не будем обращать внимание. Это лейтмотив наших переговоров", –заявил белорусский лидер.

Он также сообщил, что договорился с российским президентом о дальнейшем развитии интеграции двух стран и реальных шагах по укреплению союзнических отношений. "Были и новые, очень важные договоренности", – добавил Александр Григорьевич, правда, не уточнив, какие именно. В ходе встречи были затронуты вопросы формирования энергетического баланса, налоговой и тарифной политики, социальной и культурной сферы, расширения белорусско-российского сотрудничества в освоении космоса. При этом президенты "не обходили острые углы, обсуждая международную обстановку вокруг Белоруссии и России, ситуацию в СНГ и у наших соседей".

Соседям от Лукашенко, в присущей ему манере, досталось сполна. Да и не только им. Высоко оценив поддержку России в международных вопросах ("Не было случая, чтобы россияне нас не поддержали по существу"), Батька пожаловался на то, что Запад действительно требует от России чуть ли не экономической блокады в отношении Белоруссии. Но Россия "себе во вред действовать не будет", оптимистично добавил белорусский президент.

Вообще теме противостояния с Западом, несмотря на бойкие заявления Лукашенко о том, что этот предмет ни его, ни Путина вовсе не интересует, вчера было посвящено достаточно времени. "Мы ввязались в очень серьезное противостояние, и нам упрощаться нельзя. Конечно, американцы, Запад будут стремиться всячески дестабилизировать здесь обстановку. Выработана и определенная тактика, вплоть до интервенции в нашу страну. Сегодня созданы опорные базы для того, чтобы воздействовать на Белоруссию – это и СМИ, и контроль, и слежение со стороны Литвы, Польши. Сейчас они пытаются вовлечь в эту орбиту действий Украину", – отметил Лукашенко. По его словам, в Белоруссии активизировались контроль и разведка со стороны иностранных сил. "Мобилизуют все. Если не будет получаться – вплоть до создания определенных групп, которые в нужный момент выдвинутся в Минск и на площади будут творить революцию. Известные уже организации будут сконцентрированы на территории Литвы, в Польше, Украине. Даже пробуют сформировать такие отряды в России. Хочу предупредить, что мы об этом знаем. И знаем, как действовать против интервенции, – предупредил Батька. – Я никому не угрожаю, но все должны понимать, что собственный народ я, как избранный глава государства, буду защищать всеми доступными конституционными методами".

Лукашенко, безусловно, прав, говоря о том, что руководству Польши и Украины "неймется осуществить в Белоруссии какую-нибудь революцию". Но и действия белорусских властей не способствуют потеплению отношений Белоруссии с вышеупомянутыми державами. Последний инцидент, связанный с высылкой из Минска польского дипломата, советника посольства Польши в Минске Анджея Ольборского, которого белорусские власти подозревают в шпионаже, явно не будет способствовать тому, что отношение к Лукашенко на Западе изменится. В Минске обосновывают свое решение тем, что аналогичный демарш в отношении белорусского дипломата на днях был предпринят Польшей. Впрочем, кто кого начал выдворять первый, уже сложно вспомнить – дипломаты обеих стран регулярно возвращаются на родину. По словам начальника отдела пресс-службы белорусского МИД Марии Ваньшиной, "все решения о досрочном завершении командировок трех польских дипломатов Марека Бутько, Анджея Бучака и Анджея Ольборского были приняты белорусской стороной в ответ на выдворение с территории Польши трех белорусских дипломатов Геннадия Котовича, Максима Рыженкова и Николая Петровича". По словам Ваньшиной, несмотря на декларации польского МИД о том, что правительство Польши заботится о сохранении "контактов обоих обществ", польской стороной уже предпринят ряд шагов, ущемляющих интересы граждан Белоруссии. В числе таких шагов – отказ от выдачи виз, аннулирование имеющихся виз в Польшу в отношении отдельных белорусских граждан польской национальности, в том числе членов "Союза поляков на Беларуси". "Данные действия скорее свидетельствуют о неискренности Варшавы в вопросе поддержки польской диаспоры в Белоруссии, об использовании польского меньшинства в своих политических играх в качестве средства для оказания давления на нашу страну. Закрывая въезд в Польшу рядовым белорусским гражданам, польское внешнеполитическое ведомство на практике пользуется методами, которые противоречат букве и духу Хельсинского Заключительного Акта в части свободы контактов и свободы передвижения, хотя тут же заявляет о своей приверженности международным стандартам", – отметила Ваньшина. По ее словам, Белоруссия всегда стояла и стоит на страже интересов своих граждан.

Спикер польского Сейма Влодзимеж Чимошевич, со своей стороны, вчера заявил в этой связи в прямом эфире польского радио, что интересы Польши в Белоруссии, возможно, станет представлять третья страна, например, Швейцария, и обвинил в кризисе польско-белорусских отношений официальный Минск. По его словам, обвинения польских дипломатов в шпионаже, выдвинутые режимом Лукашенко, – это абсурд". "Если бы мы хотели шпионить, то делали бы это более интеллигентно", – сказал он.

Лукашенко же уверен: так называемый "польский вопрос" существует только в надуманном контексте со стороны Запада и особенно самой Польши. "Подчеркиваю: поляки в Беларуси – их у нас 395 тысяч – это наши граждане, наши белорусские поляки. Мы их никогда не делили, как и все народы в Беларуси. Мы самый интернациональный народ и интернациональная страна, – заявил вчера Лукашенко. – Мы не позволим вмешиваться в наши внутренние дела под надуманным вопросом о "Союзе поляков на Беларуси". Мы сами в состоянии защитить интересы своих граждан, в том числе и поляков. Мы не позволим из наших граждан делать каких-то марионеток. Пушечным мясом ни у Варшавы, ни у Вашингтона граждане нашей страны, в том числе поляки, никогда не будут. И всякие инсинуации на сей счет надо прекратить. Кто к нам с добром – милости просим. Но хозяин здесь – белорусский народ".

Выбор читателей