Наш народ не может больше пить

Производство пива перестает расти, потому что рынок близок к насыщению. Сейчас средний россиянин выпивает почти 60 л пенного напитка в год, а больше 70-80 л, по прогнозам экспертов, выпить уже не сможет




В народе говорят, что пьяница - как бездонная бочка: сколько нальют, столько и выпьет. Экономисты в эту пословицу не верят, потому что у каждого рынка есть предел насыщения. И, как пишут сегодня "Ведомости", отечественное производство пива уже вплотную подошло к этой черте.

До сих пор производство пенного напитка быстро росло - в среднем на 11% в год. Но за первое полугодие нынешнего года, по данным Росстата, оно поднялось всего на 3,7%, а агентство "Бизнес Аналитика" дает еще меньшую цифру: 1%, а за весь год прогнозирует всего лишь 2-3%. И связано это, по словам эксперта агентства Снежаны Равлюк, не только с законодательными ограничениями на продажу и употребление пива. По большей части дело в том, что россияне просто не могут выпить столько, сколько варят пивовары.

С ней согласны другие аналитики, опрошенные газетой. Андрей Кривошапко из Объединенной финансовой группы, считает, что "потолок", по достижении которого производство перестанет расти, находится на уровне 70 л пива в год на душу населения. Председатель исполкома Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов несколько более оптимистичен в оценках и называет цифру в 80 литров. Уже в этом году, согласно прогнозам, мы выпьем по 60 литров.

Конец пивного бума не означает, что россияне перешли на другие напитки. Материалы Росстата свидетельствуют, что производство водки и слабоалкогольных коктейлей уже не растет, а снижается - за первое полугодие оно упало на 10%.

Трудности с расширением бизнеса испытывают все пивоваренные компании, но хуже всего приходится небольшим предприятиям, в то время как крупные пока еще наращивают обороты. В прошлом году прекратили работу 15 отечественных пивзаводов. "В нашем портфеле продажи крупных производителей растут намного быстрее, чем рынок, а вот, например, продажи Ногинского пивзавода остались на уровне прошлогодних", - отмечает гендиректор московской дистрибьюторской компании "Линкор" Андрей Галанин. А коммерческий директор российского представительства SAB Miller Игорь Тихонов добавляет: "Еще максимум два сезона - и большинство локальных производителей не смогут больше выдерживать конкуренции с гигантами".

Но и гиганты находятся в постоянной борьбе между собой. Тут к вечной пивной теме присоединяется "КоммерсантЪ": по его сведениям один из самых агрессивных участников рынка - международная корпорация Inbev, производящая такие марки, как "Клинское", "Толстяк" и "Сибирская корона", - готовится купить турецкую Efes. Тогда отечественная "дочка" Inbev, Sun Interbrew, будет контролировать до 24% нашего рынка и вплотную приблизится к лидеру - холдингу Baltic Beverages. Но потребителям бояться нечего: пиво Efes и "Старый мельник" с прилавков не исчезнет, как не исчез "Тинькофф" - эту марку Inbev купила в начале лета. А может быть, миллиардная сделка и вовсе не состоится: официальные представители обеих компаний ничего не говорят о готовящемся слиянии. (Хотя, учитывая, что Inbev производит в 200 раз больше пива, чем Efes, надо говорить не о слиянии, а о поглощении.)

Возвращаясь к основной идее, отметим, что снижение производства алкоголя не столь велико, чтобы радовать поборников здорового образа жизни. 60 л пива, 15 л водки и еще Росстат знает сколько других напитков в год - все равно слишком много. Какая нация в мире самая пьющая - это еще вопрос, но в наше сознание уже вдолбили ассоциацию: русские - алкоголики. Такие печальные результаты дал опрос, проведенный недавно центром межэтнического взаимодействия "Диалог".

Выбор читателей