Фетисову дозволено биться на два фронта

В России любят и умеют устраивать пожарные ситуации накануне серьезных мероприятий. За полгода до Олимпиады в Турине у наших спортивных чиновников случился приступ межведомственной грызни


Фото: ny.russianamerica.com



В России любят и умеют устраивать "пожарные" ситуации накануне серьезных мероприятий – так, чтобы подготовка к этим самым мероприятиям в результате оказалась самой что ни на есть авральной. Особенно приметной бывает в таких случаях деятельность крупных чиновников, которые нередко за кипучей деятельностью прячут свою несостоятельность.

Возможно, деятельность Олимпийского комитета России и Агентства по физической культуре и спорту вышестоящими инстанциями оценивается "на пять с плюсом". Возможно, руководство Международного олимпийского комитета (а именно ему подчиняется ОКР) и российские президент с премьером очень довольны работой починенных им руководителей – Леонида Тягачева и Вячеслава Фетисова. Однако когда дело доходит до межведомственной грызни, да еще и почти за полгода до Олимпийских игр (зимних-2006, в Турине), лишний раз удивляешься, как много сил приходится тратить бойцам на борьбу за некие призрачные идеалы – вместо консолидации усилий для подготовки олимпийской сборной.

Собственно, внешне ничего из ряда вон выходящего не произошло. Состоялось очередное плановое заседание ОКР. На нем была официально выдвинута кандидатура Сочи как возможной столицы зимней Олимпиады 2014 года. Предприятие заведомо провальное, особенно в свете уничтожающей критики, которой подверг его глава компании "Интеррос" (одного из главных "застройщиков" будущего олимпийского парка) Владимир Потанин. Ну да в этот раз хотя бы некоторые суммы названы – $10-20 млн (каков разброс!) на выдвижение и до $6 млрд – на подготовку к Олимпиаде в случае победы, не дай бог, на выборах. Но все это – и критика, и цифры – как-то уже не вдохновляет. Гораздо интереснее оказалось одно организационное решение, принятое ОКР.

Суть его в том, что устав ОКР теперь разрешает Фетисову занимать две самые главные спортивные государственные должности, т.е. одновременно руководить и государственной, и общественной структурой. С чего бы вдруг ОКР, ранее категорически не допускавший такого совмещения, вдруг сам открыл Фетисову двери? Вариантов немного. Если точнее – два.

Первый – с явной финансовой подоплекой. Кто-то из противоборствующих сторон, понимая, что денег на подготовку сборной России к Олимпиаде в Турине явно не хватает, нашел недостающие средства. Условием передачи средств, например, он некоего суперспонсора, как раз и является приход Фетисова в ОКР. Финансовый вопрос для Фетисова на его нынешней работе является едва ли не решающим. Когда после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити он приходил на работу в Госкомспорт, было совершенно понятно, что масштаб его замыслов будет стеснен государственным финансированием, что впоследствии усугубилось и понижением статуса государственной спортивной "конторы". В ОКР же в этом смысле возможностей куда больше – ведь по статусу комитет не подчиняется никакому государственному органу, а спонсировать олимпийскую команду охотники всегда найдутся. И теперь, найдя финансовые рычаги, Фетисов буквально вынудил ОКР пойти ему навстречу. А Тягачеву остается сохранять хорошую мину при плохой игре.

Второй вариант – все происходящее является не очень умело спланированной провокацией руководства ОКР. В самом деле: по государственным законам Фетисову нельзя совмещать оба поста, хотя в сущности он стремится именно к этому – то есть к созданию "вертикали" спортивной власти. Фетисов и раньше никогда не отличался стопроцентной корректностью в своих действиях (может, оттого в свое время и "укоротили" полномочия Госкомспорта?), а теперь, увидев перед собой открытые ворота, ринется на приступ и... где-нибудь да оплошает. Но обойти эту ситуацию легко – Фетисов может спокойно не идти на выборы сам, а делегировать на них своего ближайшего соратника. Владислава Третьяка или Ирину Роднину, к примеру. Есть, конечно, кандидатуры и повесомее, например, Шамиль Тарпищев, президент Всероссийской теннисной федерации и член МОК. Но в любом случае приход в ОКР человека, готового неформально подчиняться Фетисову, теперь вполне возможен.

Что принесет российскому спорту такая резкая замена накануне Олимпиады? Трудно сказать, хотя по чисто внешним признакам – ничего хорошего. Возможно, противодействие Фетисова и Тягачева – почти идеальная система сдержек и противовесов. Только вот результатов деятельности этой системы что-то не видно. Неужели монополизация финансовых потоков российского спорта – а это почти непременное следствие спортивной "однопартийности" – пойдет на пользу кому-то, кроме того, кто станет распределять финансы? Да ведь и политический инструмент у Фетисова уже имеется: движение "Спортивная Россия" – готовый аналог эдакой "спортивной КПСС" или "Спортивных медведей". Сейчас много говорят о независимости федераций по видам спорта – но чего будет стоить такая независимость, если деньги у ОКР и Росспорта будут фактически общие? На этом фоне будет легко и привычно смириться с потерей тех самых "10-20" миллионов долларов – впереди перспективы куда более масштабные.

Выбор читателей