Саммит глав государств СНГ – мероприятие символическое

У России нет адекватных возможностей для противодействия западной политике на территории бывшего СССР. Тем не менее, она цепляется за СНГ, чтобы удержать постсоветское пространство в сфере своего влияния




Сегодня в Казани открывается саммит глав государств СНГ. Некоторые аналитики считают, что это мероприятие будет чисто символическим. По мнению директора Института стран СНГ Константина Затулина, саммиты СНГ в условиях, когда одни члены Содружества обсуждают идеи углубленной интеграции с Россией, а другие в это время подчеркнуто демонстрируют свою независимость и желание объединяться во всякого рода сообщества "демократического выбора" вместе с государствами - членами НАТО и ЕС, давно перестали что-либо значить, выродились в некие ритуальные действа.

"Тем не менее, по ряду причин объективного и субъективного характера правящие элиты России и ближнего зарубежья все еще заинтересованы в поддержании видимости сохранения СНГ: одни не считают нужным от него скоропостижно отказываться, а другие недостаточно на сегодняшний день уверены в своих силах, чтобы прямо бросить вызов России и заявить о выходе из Содружества, например Украина и Грузия," - полагает Затулин. В этих условиях участники саммита, "как обычно, будут делать хорошую мину при в общем и целом плохой игре", - цитирует Затулина "Росбалт".

Символический характер мероприятию, по мнению директора Института стран СНГ, придает и тот факт, что саммит совпадает с празднованием 1000-летия Казани. Таким образом, Москва, предложившая местом встречи столицу Татарстана, намекает соседям по СНГ: на положение национальных меньшинств у них дома, дает понять, насколько глубоко в России уважаются права национальностей, инородного населения, как решается национальный вопрос – тот, решение которого не нашли ни Армения с Азербайджаном, ни Молдавия и Грузия.

Что такое СНГ?

А что, собственно, означает привычная слуху аббревиатура СНГ? Нет, всем понятно, что речь идет о Содружестве Независимых Государств. Но что конкретно лежит в основе этого Содружества, для чего оно нужно и как функционирует? Если отбросить общие (и бесспорно верные) слова о том, что СНГ решает "беспрецедентную по масштабам задачу радикального переустройства политических и экономических отношений на обширном евро-азиатском пространстве" и перейти к сути дела, то получим следующее.

Результатом распада СССР стало создание независимых государств, образованных из республик Советского Союза. Прибалтийские республики Литва, Латвия и Эстония получили независимость в августе 1991 г., их выход из состава СССР был санкционирован еще Верховным Советом этой несуществующей ныне страны. Окончательно Советский Союз был распущен в результате так называемых Беловежских Соглашений, которые были заключены Россией, Белоруссией и Украиной. 8 декабря 1991 г. было подписано Соглашение о создании СНГ, которое начиналось следующими словами: "Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 г., констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование".

Одновременно в документе отмечалось, что стороны, подписывающие договор, имеют глубокие исторические связи, у них есть общие экономические интересы, общие социальные обязательства и пр. Таким образом, создаваемое Содружество (куда могут войти государства-члены бывшего Союза ССР, а также иные государства, "разделяющие цели Содружества") будет осуществлять меры сотрудничества по широкому спектру проблем, стоящих перед странами-участницами соглашения.

Вскоре к указанному соглашению присоединились и другие страны, образовавшиеся на постсоветском пространстве. Все республики бывшего СССР (за исключением Литвы, Латвии и Белоруссии) стали членами этой организации, что позволило без особых потрясений и жестких конфликтов решить насущные проблемы, связанные с границами, взаимными обязательствами, долгами и пр. Уже 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, в котором намечались основные области сотрудничества и учреждались структуры, необходимые для принятия решений. Высшим органом стал Совет глав государств СНГ. Сейчас можно говорить о том, что создание Содружества Независимых Государств было крайне важным решением. Благодаря ему размежевание бывших союзных республик прошло упорядоченно и не вызвало глубоких геополитических потрясений.

Однако СНГ с самого начала было весьма аморфным образованием. Процедура исполнения решений его высших органов не была отлажена. Регламентирующий документ, носящий название "Правила процедуры", ничего не говорит об обязательности исполнения решений, о санкциях за их невыполнение и пр. Напротив, в нем сказано, что решения Совета глав государств принимаются консенсусом.

И одновременно, в той же статье говорится, что "любое государство-участник может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не является препятствием для принятия решения". Таким образом, каждое государство в рамках СНГ проводит собственную политику, которая зависит от тех или иных обстоятельств, сложившихся в данный момент на политико-экономическом поле, и вольно менять свою позицию, как только возникает такая потребность. Именно поэтому принятые решения не выполняются, эффективность работы органов СНГ крайне невелика.

Зачем СНГ России?

Страны, входящие в СНГ, объединяет только происхождение, только то, что они возникли на развалинах СССР. Конечно, наследственные признаки так просто не выкорчевываются. Во всех странах экономику разъедает коррупция, наблюдается неумение жить по рыночным законам, отсутствует производство в наукоемких областях… Однако Россия Казахстан или Туркмения, обладающие значительными сырьевыми ресурсами, несравненно богаче, чем Армения, Грузия или Молдова, которые не могут похвастаться природными богатствами. Политически СНГ также весьма неоднородно.

Азербайджан, Грузия, Украина и Молдова ориентированы на западные демократии и мечтают о приеме в различные международные организации, членство в которых несовместимо с одновременным пребыванием в СНГ. Однако эти страны, оказывая противодействие российским инициативам, рассчитанным на интеграцию внутри Содружества, вовсе не спешат выйти из него.

Это объясняется теми отношениями, которыми Россия связала себя со странами постсоветского пространства. Прежде всего, рассчитывая на политическую поддержку стран СНГ, Россия продавала им сырье по "внутренним" заниженным ценам, постоянно списывала различные задолженности и оказывала другие дорогостоящие услуги. Другими словами, Россия покупала лояльность соседей, вступая с ними в бартерные отношения, – вы нам лояльность, мы вам нефть и газ "по дешевке". До поры до времени эта схема работала. Но политическая поддержка – штука эфемерная, а недополученная прибыль выражается в миллиардах долларов.

Поддержка была, да невнятная, с оговорками, а теперь и вовсе кончилась. Советник премьер-министра Украины Дмитрий Выдрин вполне внятно формулирует эту мысль: "Политические преференции, симпатии купить невозможно. Их можно заслужить и вместе выработать. Политика продается на уровне внутренних процессов, на уровне страны, а на внешнем рынке ничего не купишь за деньги". Это, впрочем, не совсем точно. Если предложить очень большие деньги – то можно и купить.

Похоже, Украина полагает, что эти деньги она получит от ЕС или от США, поэтому ее заинтересованность в улучшении отношений с Россией крайне невелика. Так, Украина не намерена подписывать соглашение по гуманитарным вопросам, подготовленное к саммиту глав СНГ в Казани. Или еще пример: из 93-х документов по формированию Единого экономического пространства Украина заявила о своем интересе только к 34-м, причем согласовала лишь 17. Для сравнения приведем другие цифры – Россия, Белоруссия и Казахстан согласовали 61 документ из этого пакета.

В этой связи возникает закономерный вопрос: а зачем России продолжать тянуть эту лямку, зачем поддерживать совершенно ненужную организацию, выполнившую свою историческую миссию, которую президент Путин охарактеризовал как оформление "цивилизованного развода" стран, образовавшихся на постсоветском пространстве? Не лучше ли перейти к выстраиванию партнерских отношений, которые строились бы на реальной экономической основе?

Многие аналитики предлагают Путину заявить о роспуске организации. Об этом говорит, например, политолог Белковский в интервью "Росбалту". Он, однако, считает, что Россия не пойдет на этот шаг: "Россия заявит о том, что будет по-разному строить экономическое взаимодействие с государствами – членами Содружества в зависимости от степени их лояльности и "дружественности", этим дело и ограничится", – считает Белковский. Если бы все было так просто…

Зачем СНГ Западу?

Западные страны, в первую очередь ЕС и США, в любом усилении России на постсоветском пространстве видят не более, чем стремление Москвы восстановить империю советского образца. Победив в холодной войне, они понимают, что результат этой победы следует закрепить. Собственно, воюющие стороны предлагали два противоположных проекта – проект социалистического образца и демократический проект.

Не вдаваясь в подробности, скажем, что на постсоветском пространстве социализм побежден, а вот демократические перемены наступили не вполне. Претензии, которые западные политики предъявляют по отношению к России, сводятся к тому, что в нашей стране отсутствуют свободные выборы, нет независимой судебной системы, нет независимых СМИ, осуществляются преследования по политическим мотивам, ведется война внутри страны, на Северном Кавказе.

Из-под этого "дурного влияния" следует освободить все страны региона, поскольку иначе возможен возврат в прошлое. Таким образом, геополитический проект Запада заключается в том, чтобы изолировать Россию. При этом странам, выходящим из российской орбиты, предлагаются разнообразные перспективные проекты, которые весьма привлекательны как для граждан этих стран, так и для политических элит.

Приходится констатировать, что у России нет адекватных возможностей для противодействия западной политике на территории бывшего СССР. Тем не менее, Россия не хочет признавать своего поражения и цепляется за СНГ, как за последний шанс удержать постсоветское пространство в сфере своего влияния.

Выбор читателей