Август на исходе: Кризис 98-го повторяется

Вполне возможно, что сегодняшние события в Индонезии способствуют зарождению нового "азиатского вируса", провоцирующего кризисы на почве рекордно высоких цен на нефть




Хорошо известное россиянам понятие "августовский кризис", похоже, становится нарицательным, причем уже и далеко за пределами России. На сей раз его жертвой пала очередная страна с развивающейся экономикой - Индонезия.

Не далее, как вчера, Центральный банк Индонезии был вынужден резко повысить процентные ставки. Ключевые месячные процентные ставки были повышены на 3/4 процентного пункта до 9,5% годовых. Этому защитному шагу предшествовало резкое падение фондового рынка страны, а также национальной валюты – индонезийской рупии, рухнувшей вчера сразу на девять процентов. Курс рупии упал до 11,750 по отношению к доллару, что является четырехлетним минимумом.

Банк Индонезии потребовал от коммерческих банков увеличить объемы остатков денежных средств на счетах в ЦБ, что можно считать наиболее явным признаком ужесточения денежно-кредитной политики. Другой оперативной мерой по спасению положения стала валютная интервенция индонезийского ЦБ. Банк Индонезии принялся скупать рупии за счет собственных резервов, что позволило несколько стабилизировать ситуацию.

Разразившийся в Индонезии экономический кризис имеет все возможности перерасти в кризис политический. Позиции местного президента Сусилы Бамбанга Юдхойоно значительно ослаблены по причине его призывов к повышению цен на бензин и на другое моторное топливо. Топливная проблема является наиболее слабым местом в индонезийской политике. Напомним, что именно резкий рост цен на бензин в 1998 г. послужил причиной массовых народных волнений и вспышек насилия, приведших к смещению с поста президента Сухарто.

Осознавая всю опасность сегодняшней ситуации, нынешний президент Индонезии поспешил заявить, что ситуация августа 2005 г. не имеет ничего общего с кризисом 1997-1998 годов. При этом, правда, он не преминул добавить, что для поддержки национальной валюты потребуются "чрезвычайные" меры. О том, что они будут собой представлять, скорее всего, станет известно уже сегодня.

Что касается причин разразившегося кризиса, то на сей раз крупнейшая экономика Юго-Восточной Азии стала жертвой невиданных цен на нефть и собственной социально-экономической политики. Необходимость покупки долларов для оплаты импорта нефти спровоцировала опасения дефолтов. Однако при этом правительство Индонезии по-прежнему не спешит снижать топливные субсидии, опасаясь, что это приведет к повторению народных волнений 1998 года. В марте этого года правительство уже пыталось повысить стоимость топлива на 29%. Попытка оказалась не самой удачной, так как привела к массовым протестам водителей и студентов в городах с суммарным населением в 250 млн человек.

Напомним, что на 2005 г. запланированный объем топливных субсидий составляет порядка 101,8 трлн рупий, что составляет одну пятую всех запланированных расходов на текущий год. Столь мощное искусственное сдерживание до последнего времени позволяло удерживать стоимость бензина в стране на уровне $0,20 за литр, что является самой низкой ценой во всей Азии.

"Надеюсь, с помощью мер Центрального банка и шагов, которые будут предложены завтра, мы сможем решить эту проблему нормальным способом, – заявил вчера президент Индонезии, - я прошу народ сохранять спокойствие". Он также добавил, что нынешняя экономическая ситуация и условия отличаются от тех, что были в 1998 году.

Тем не менее ряд аналитиков полагает, что нынешнее стремительное падение рупии все-таки носит некоторые черты кризиса 1997-1998 гг., зародившегося в Азии, а затем распространившегося по всему миру. В качестве мер по стабилизации ситуации эксперты предлагают дальнейшее ужесточение кредитно-денежной политики, что должно привести к росту курса рупии и снижению инфляции. При этом они призывают сократить-таки топливные субсидии, которые в 2005 г. могут привести к дефициту бюджета в размере 26,2 трлн рупий ($2,4 млрд), составляющему один процент ВВП.

На первый взгляд, последние индонезийские события можно рассматривать как локальный кризис регионального масштаба. Однако вряд ли стоит спешить с выводами, не уделяя ему должного внимания. Исключительность происходящего сегодня в Индонезии в том, что мы можем наблюдать первый пример того, как под давлением чрезвычайно высоких нефтяных цен "затрещала по швам" далеко не самая слабая экономика развивающейся страны.

Учитывая то, что внутренние цены на топливо являются наиболее слабой стороной социально-экономических политик многих азиатских (и не только) государств, можно предположить, что индонезийские проблемы перекинутся и на другие государства региона. Так же нельзя забывать о том, что политическая стабильность в ряде азиатских стран (где она вообще есть) достаточно хрупка и может быть легко разрушена под воздействием даже незначительных экономических потрясений. Несколько лет назад нам уже довелось наблюдать, как практически в одночасье пали знаменитые "азиатские тигры", сила и экономическое могущество которых казались незыблемыми.

Вполне возможно, сегодняшние события в Индонезии способствуют зарождению нового "азиатского вируса", провоцирующего кризисы на почве рекордно высоких нефтяных цен. Нетрудно догадаться, что первыми его жертвами могут стать наиболее энергозависимые развивающиеся экономики.

При самом худшем стечении обстоятельств в "группе риска" окажутся практически все экономические системы "индустриального типа", включая китайскую. Иммунитетом к новому "вирусу", скорее всего, будут обладать экономики США и ряда других развитых стран, вступивших в постиндустриальную эпоху развития. С определенными оговорками к этому списку можно добавить и развивающиеся нефтедобывающие страны, включая Россию.

Однако это вовсе не повод считать, что из возможного нового кризиса кому-то удастся выйти абсолютно "сухим". Опыт 1997-1998 гг. показал, что через систему глобальных финансовых рынков кризис может распространяться и на тех, кто, казалось бы, не имеет к нему прямого отношения. Именно так в конце 90-х локальный, на первый взгляд, "азиатский кризис" достаточно быстро перерос в "мировой финансовый", не пощадив при этом даже таких "китов", как США.

Другое дело, что экономическая мощь, политическая стабильность и грамотное государственное руководство позволило тогда Соединенным Штатам (и некоторым другим странам) достаточно быстро преодолеть возникшие проблемы. Вполне возможно, что подобный сценарий повторится и в следующий раз. Хотя уже явно не для всех.

Выбор читателей