Без России Украине не выжить

Все два года формального существования Единого экономического пространства Киев никогда не скрывал, что ничего, кроме зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, ему от затеи с ЕЭП не нужно




Пусть не де-юре, но де-факто Украина оказалась за бортом Единого экономического пространства (ЕЭП), которое трое других участников – Россия, Казахстан и Белоруссия - твердо намерены уже в ближайшее время превратить из виртуального в реальное. Это стало по существу главным итогом саммита в Казани. Причем Украину отстранили именно от того проекта в рамках ЕЭП, из-за которого Леонид Кучма в свое время согласился Незалежную в "подмосковное" пространство ввести, а Виктор Ющенко ныне не решается вывести. Речь, разумеется, идет о полноценной, без изъятий и ограничений, зоне свободной торговли (ЗСТ).

Напомним, что, как сообщил по итогам встречи в Казани Владимир Путин, пакет из 29 документов, обусловливающих создание такой зоны, Россия, Казахстан и Белоруссия договорились подписать до 1 декабря этого года, а еще 15 документов – к марту следующего. В совокупности эти соглашения фактически закладывают фундамент таможенного союза. Всего же три страны на уровне экспертов согласовали примерно две трети из 93 документов, предполагаемых к принятию в ЕЭП, чтобы действительно сформировать единый рынок товаров, капиталов и рабочей силы.

Украина же пока готова подписать лишь 15 документов по ЗСТ, остальные 14 из данного пакета, касающиеся тарифно-таможенных вопросов, будут, по словам президента Украины Виктора Ющенко, "находиться в разработке, поскольку там затрагиваются две позиции, сложные для нас". "У украинского парламента, – пояснил Виктор Андреевич, – невозможно получить санкцию на создание наднационального органа, и это надо учитывать". Невозможно, добавим мы от себя, если только это не наднациональный орган в Брюсселе. У Ющенко выходило, что он лично мог бы и променять Брюссель на Москву, да народные избранники не позволят.

Все два года формального существования ЕЭП Киев никогда не скрывал, что ничего другого, кроме зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, ему от этой затеи не нужно. Исключительно по настоянию Украины пакет документов по ЗСТ разрабатывался в первоочередном порядке, тогда как, если исходить из самой идеи ЕЭП, начинать надо было с таможенного союза и унификации экономической политики.

В самом деле, на той же Украине, к примеру, многие производства поддерживаются бюджетными субсидиями, то есть получают нерыночные конкурентные преимущества, и никто не станет полностью открывать свой рынок для украинской продукции, пока не будут согласованы общие правила и допустимые размеры такой господдержки.

Также неразумно уничтожать все торговые барьеры внутри объединения, если на его внешних таможенных границах страны-участницы действуют кто в лес, кто по дрова. В мировой практике неизвестны полноценные ЗСТ без наднациональных органов, полномочных принимать тарифно-таможенные решения, обязательные к исполнению.

В зонах, где подобные регулирующие органы отсутствуют, в режиме свободной торговли допускаются изъятия и ограничения. И хотя на первом этапе интеграции стран ЕЭП вопрос о создании между ними таможенного союза напрямую не стоит, соответствующая проблематика все равно сразу же всплыла и нашла отражение в пакете документов по ЗСТ.

Предполагается, что к концу текущего года Россия, Казахстан и Белоруссия согласуют свои таможенные тарифы примерно на 75%, а к концу 2006 г. – полностью. С Украиной же до сих пор не унифицирована даже товарная номенклатура, не говоря уже о размерах ставок. К тому же, торопясь обойти "москалей" на пути во Всемирную торговую организацию, Украина пошла на гораздо большие уступки западным переговорщикам, чем Россия.

Так что, по всей вероятности, вопрос о возможности и особенностях свободной торговли между Украиной и Россией, будь то сугубо двусторонний формат или формат ЕЭП, прояснится только после вступления обеих стран в ВТО. Собственно, об этом говорил и глава Минэкономразвития РФ Герман Греф после недавней встречи в Киеве со своим украинским коллегой Сергеем Терехиным: "Изъятия из режима свободной торговли будут целиком и полностью зависеть от того, на каких условиях наши страны присоединятся к ВТО".

Украина все еще надеется, что ей удастся войти в ЗСТ в рамках ЕЭП без каких-либо изъятий, но, в то же время, не возлагая на себя обязательств, которые заставят ее согласовывать с партнерами свои движения в сторону Евросоюза. (Видимо, поэтому Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко поспешили дезавуировать заявление Терехина, сделанное тоже после встречи с Грефом, о вероятном выходе страны из ЕЭП.) Но тщетны эти надежды.

Позиция России достаточно твердая: все 29 соглашений по ЗСТ составляют неразрывный пакет и могут вступить в силу только одновременно. На казанском саммите наконец-то произошло то, что давно должно было произойти: Киев перестали уговаривать, украинский вагон, норовящий сойти с рельс и обрушить весь состав, просто отцепили. Теперь поезд ЕЭП, хотя и смотрится скромнее, может двигаться с большей скоростью и без остановок.

Надо по достоинству оценить иронию Путина, когда он сказал, что "полностью согласен с президентом Украины" и действительно "лучше все внимательно посмотреть и взвесить – иначе получится нечто навязанное со стороны". "Любой из партнеров, – подчеркнул российский президент, – должен сам решать, выгодно ему что-то или нет".

В том-то и дело, что участие в ЕЭП для Украины не просто выгодно – при отсутствии перспектив реальной интеграции с ЕС это вообще, пожалуй, единственная разумная экономическая стратегия. Однако страну захлестнуло политическое прожектерство, и трудно сказать, как скоро наши соседи смогут снять оранжевые очки.

Одно нетрудно предугадать: по мере приближения назначенных на март будущего года парламентских выборов, да еще в условиях конституционной реформы, во властных верхах будет нарастать сумятица. А до тех пор строить какие-то интеграционные планы с Украиной просто бессмысленно.

Между тем дела в украинской экономике все хуже и хуже, а без российского рынка, инвестиций и дешевых энергоносителей нынешнее значительное замедление темпов роста может перейти в новый спад производства (притом что по уровню ВВП на душу населения Украина уже отстает от России более чем в два с половиной раза). Рано или поздно украинцам все же придется "головой тряхнуть, чтоб слетела блажь, и вокруг взглянуть – и присвистнуть аж". Вот тогда с ними и можно будет поговорить об интеграции.

Выбор читателей