Люди оказались генетической копией обезьян

Расшифровав ДНК шимпанзе и сравнив его с человеческим, ученые практически не нашли отличий: 96-99% наследственной информации обоих биологических видов оказались идентичными

Истинность теории Дарвина о происхождении человека, которая до сих пор вызывала множество сомнений у ученых, похоже, все-таки доказана. Исследователям удалось полностью расшифровать ДНК самого близкого из "родственников" человека - шимпанзе - и сравнить с генетическим кодом "старшего брата", сообщает Spiegel. Результаты анализа оказались ошеломляющими. Ученые установили, что на генетическом уровне у Homo sapiens и шимпанзе почти нет отличий: 96-99% наследственной информации обоих биологических видов практически идентичны, причем наибольшее сходство отмечено в тканях головного мозга.

О сенсационном открытии немецких ученых пишут все авторитетные научные издания, от Nature до Science, поскольку это первый шаг к разгадке столь волнующей все человечество тайны - что же сделало нас людьми. "Теперь в нашем распоряжении есть каталог ДНК, следующая задача - понять и объяснить его", - сказал доктор Роберт Уотерстон из Университета Вашингтона.

Правда, пока у ученых больше вопросов, чем ответов. Например, нет объяснения тому, почему при минимальном различии в строении и активности генов в клетках мозга серое вещество человека обладает такими недоступными для обезьян функциями, как речь и память. Генетики из Института Макс-Планк в Лейпциге считают, что изменения в мозге появились в результате эволюции: хотя люди и шимпанзе происходят от общих предков, их развитие в течение 6 млн лет шло различными путями.

Кроме того, занимает ученых и вопрос, почему в других органах различие ДНК более явное, нежели в мозге. Исследовав 21 тыс. генов в сердце, коже, почках, половых органах и мозге, специалисты пришли к выводу, что в мозговой ткани изменение идет медленнее, чем в других.

Расшифровка ДНК имеет большое значение для медицины. Несмотря на то, что генетические различия между человеком и шимпанзе в 10 раз больше, нежели между двумя представителями Homo sapiens, исследователи надеются, что их открытие даст новые знания о причинах болезней человека. Прежде всего, огромную ценность имеет то, что у приматов, в отличие от людей, есть иммунитет против СПИДа.