Ура, мультики!

Широкой публике остается надеяться, что искусство, не приносящее его создателям прибыли, но зачастую создающее славу страны, рано или поздно выйдет из подполья, благодаря таким фестивалям, как "КРОК"




Международное жюри одного из самых популярных анимационных фестивалей "КРОК", который стартует 20 сентября в Киеве в 12-й раз, в этом году возглавляет народный артист России Юрий Норштейн.

Как говорили на вчерашней пресс-конференции организаторы фестиваля, в этом году для участия в конкурсе пришлось отобрать 128 фильмов из более чем 600 лент со всего мира, то есть примерно 6 фильмов на одно место. Выдержать такую конкуренцию удалось участникам из 34 стран мира. Причем, как было особо отмечено российским президентом фестиваля режиссером Эдуардом Назаровым ("Жил-был пес"), стало очевидно, что Россия в этом списке занимает далеко не первое место. Более того, из отечественных картин почти нечего было выбрать. И это на фоне возрастающего в мире интереса к анимации.

Когда-то наша страна шла в фарватере мировых тенденций, отличаясь особым взглядом на авторскую мультипликацию. Сейчас же, с повсеместным проникновением хайтека в мультипликацию, мы почти не можем соперничать с другими странами. Один из отборщиков посетовал журналистам, что, несмотря на лидерство России в конкурсе по количественному покзателю, ему понравились только два российских мультика.

Тем не менее, среди участников этого года – всемирно известные аниматоры Билл Плимптон (США), Джордж Швицгебель (Швейцария), Фил Маллой (Великобритания), Геррит ван Дийк (Нидерланды), Прийт Пярн (Эстония), Игорь Ковалев (США), Юрий Черенков (Франция). Участники от России – Константин Бронзит ("Алеша Попович и Тугарин Змей" и "Кот и Лиса"), Алексей Туркус ("Буревестник"), Иван Максимов ("Ветер вдоль берега"), Андрей Соколов ("К Югу от Севера"), Михаил Алдашин и Олег Ужинов ("Про Ивана-дурака"), Александр Татарский и Валентин Телегин ("Толкование сновидений"), Мария Муат ("Про мышонка") и многие другие.

В это году прекрасный многопалубный теплоход "Принцесса Днепра" с участниками и гостями "КРОКА", на котором уже практически нет мест, поплывет по маршруту Киев - Кременчуг – Запорожье – Херсон – Севастополь - Одесса, то есть основной страной пребывания станет братская Украина. Президентом украинской части "КРОКА" стал знаменитый автор анимационных "Доктора Айболита", "Капитана Врунгеля" и "Острова сокровищ" Давид Черкасский.

Фестиваль "КРОК" входит в категорию класса "А". Это то же самое, что известные Венецианский или Московский - их тоже всего несколько, но в мире анимации. Его статус и престиж в мире достаточно высоки, так что это далеко не "междусобойчик". Самый известный анимационный фестиваль проходит во французском Анси, но в этом году, как особо подчеркнули устроители, на российско-украинском форуме наблюдался даже больший наплыв участников с абсолютно новыми работами, чем во Франции. "Становится все более очевидным факт, что молодые фестивали интереснее. Поэтому мастера - такие, как Норштейн, Назаров, Черкасский, очень любят ездить на молодые фестивали, чтобы набраться на них не только энергии, но и каких-то интересных идей", - заявили журналистам организаторы "КРОКА".

И все же стоит посетовать, что интерес к некоммерческой мультипликации, особенно так называемой "арт-хаусной" продукции, в противовес "продюсерской", на российском рынке заметно ослабел. Происходит явный перекос в сторону американской массовой сериальной анимации, особенно на телевидении. Где можно посмотреть фильмы - лауреаты всевозможных "кроков" ("крок" в переводе с украинского "шаг"), совершенно не понятно. Разве что в этом году в украинской провинции, поскольку теплоход с фестивальной программой, а также с большой ретроспективной программой, показывает мультики в местах остановки всем желающим.

В Москве же лучшие образцы в прокат, скорее всего, никогда не выйдут, они совершенно не востребованы в коммерческом смысле, так что наши любители движущихся картинок могут насладиться анимацией разве что на Суздальском фестивале зимой. В любом случае широкой публике остается лишь надеяться, что искусство, не приносящее его создателям прибыли, но зачастую создающее славу страны, рано или поздно выйдет из подполья, не в последнюю очередь благодаря таким фестивалям. Или, скорее, выплывет на белом пароходе.

Всю необходимую информацию можно получить на сайте фестиваля

Выбор читателей