Магические сокровища королей

Сочетание грубости и причудливой формы таких природных материалов, как раковины, ветви кораллов, зубы акул, бивни нарвала и жемчуг с тонкой, изящной работой ювелиров, до сих пор потрясает воображение




Когда-то Габсбурги были самой многочисленной королевской династией в Европе. Будучи необычайно плодовитыми, представители этой династии захватили лучшие троны континента: чуть ли не каждый второй правитель Европы времен средневековья оказывался выходцем все из того же королевского дома. Не удивительно, что в те времена многие политические конфликты разрешались во время внутрисемейных разборок. Особенно пригодились родственные связи во времена Священной Римской империи.

О богатстве и могуществе Габсбургов ходили легенды. Но если войны и религиозные реформы стали частью истории, то несметные сокровища существуют по сей день и хранятся в Венском музее истории искусства. Самые интересные раритеты бережливые австрийцы согласились показать в выставочном зале Успенской звонницы Музеев Московского Кремля, на выставке "Сокровищница Габсбургов: Магия природы и устройство Вселенной". Экспозиция воспроизводит сокровищницу Габсбургов XVI-XVII вв., главным украшением которой считаются коллекции эрцгерцога Фердинанда II и Рудольфа II.

Фердинанд II, рано потерявший отца, сперва воспитывался у дяди, баварского герцога Вильгельма, а с 1590 г. обучением будущего императора Священной Римской империи занимались исключительно иезуиты. С ранних лет Фердинанду внушили самые строгие правила веры и фанатичную преданность католической церкви. Однако ни суровое религиозное воспитание, ни бесконечные перипетии Тридцатилетней войны не помешали ему серьезно увлекаться музыкой и искусством.

Рудольф II стал в 1572 г. венгерским королем, в 1575 г. – королем Чехии, а после смерти отца в 1576 г. – императором Священной Римской империи. Страдая от частых приступов меланхолии, он старался принимать самое незначительное участие в делах управления, посвятив себя главным образом науке и искусству. Покровитель Тихо Браге и Кеплера, а также многих художников, он собрал большую коллекцию художественных ценностей и основал библиотеку. Иногда меланхолия императора сменялась буйными припадками бешенства, когда Рудольф вскакивал с места и принимался крушить мебель, статуи, часы, рвать картины и бить дорогие вазы. К счастью, большая часть коллекции осталась цела и благополучно дожила до наших дней.

Экспозиция выставки состоит из двух основных разделов. В первую часть вошли предметы, выполненные из природных материалов, которые в те далекие времена наделялись свойствами оберегов от сглаза или отравления. В конце XVI – начале XVII вв. на эти предметы была особая мода, и собрание Музея истории искусств, наверное, одно из лучших в мире. Эти экспонаты также представляют такие характерные для эпохи эстетические категории, как "натуралии" и "артификалии". Сочетание грубости и причудливой формы таких природных материалов как раковины, ветви кораллов, зубы акул, бивни нарвала, жемчуг с тонкой и изящной работой ювелиров должно было потрясти воображение неуравновешенных правителей, вроде Рудольфа II, страдавшего патологической манией преследования. Другой раздел выставки посвящен знаменитым механизмам из Кунсткамеры Габсбургов: в нем представлены глобусы, часы, макеты кораблей, музыкальные шкатулки и т.д.

Помимо этих двух групп предметов, на выставке представлены портрет Фердинанда II и скульптурный портрет Рудольфа II, а также доспехи, принадлежавшие этим представителям династии. Выставка подготовлена в рамках долгосрочного проекта "Королевские сокровищницы в Кремле", который начался в 2004 г. с выставки сокровищ французской короны времен Людовика XIV из собрания Лувра и обещает москвичам еще немало драгоценных сюрпризов в будущем.

C 8 сентября в Кремле

Выбор читателей